Начало.
Книга «Волкодав» Марии Семеновой вышла в 1995 году и где-то через год-два стала весьма популярной. Не потому, что ее рекламировали 24 часа в сутки или навязывали в школах, как сейчас рекламируют какой-нибудь «Т-34». Ее сделала известной народная молва, которой люди доверяют гораздо больше, чем телевизору, Интернету и радио, вместе взятым. В то время она произвела на меня огромное впечатление. У нас в университете, конечно, изучали фольклор и славянские мифы, но чтобы всё это воплотить в захватывающую приключенческую повесть, от которой за уши не оттащишь, – такого не было. А автор явно не понаслышке был знаком со многими славянскими легендами, мифами и обычаями.
Что бы ни говорили о «Волкодаве», Марии Семеновой бесспорно удалось создать свой фэнтезийный мир, густо замешанный на обрядах, обычаях и приметах славянских племен, щедро разбросанных когда-то по территории нынешнего Новгорода, Твери и Москвы. С «Конаном» главного героя роднит только то, что он сын кузнеца и был взят в плен, а потом освободился. Даже с Тором у него сходства больше – недаром он с собой молот везде таскает.
Сюжет тоже забористый. Тут тебе и кровная месть, и каторга, и поединки не на жизнь, а на смерть, и мотив путешествия, и про любовь платоническую – на все вкусы. Я повторюсь, если бы просто экранизировали книгу в точности, было бы гораздо лучше, чем получившийся трэш. Можно было, как во «Властелине колец», продумать одежду, родовые знаки и татуировки разных племен, сделать для них индивидуальную одежду – как это и было в реальности, когда по вышивке и головному убору легко можно было распознать: из какого племени родом женщина, замужем ли, сколько детей, есть ли сыновья, какое у нее социальное положение. Может, даже язык для каждого племени выдумать – а чего бы и нет?
Вот примерно так я мечтала, когда заговорили об экранизации книги Семеновой.
Но были у меня и опасения. Дело в том что в книге были некоторые слабые места. Сразу скажу, что это только на мой вкус, а вкусы у всех разные.
1. Стихи.
Право же, в них могло быть побольше рифм и нетривиальных строчек. Это явно не Пушкин.
2. Мыш.
Меня сразу смутил Мыш Волкодава. Никогда не слышала о том, чтобы российские летучие мыши приручались и ели молоко с хлебом. «Но… пусть, – подумала я. – В конце концов, по традициям Диснея, принцессу всегда должен сопровождать забавный нелепый зверек… Тьфу ты! Придет же такая чушь в голову!»
Но всё равно автор чутка перегнул с этим Мышом, который в книге упоминается чаще, чем сам Волкодав. А уж о его привычке грозно сидеть на голове у Волкодава и махать крыльями… Я не боец, но в любом случае не стала бы идти в бой с такой обузой: ты мечом машешь, уворачиваешься, а животина тебя по глазам крыльями бьет, орет благим матом («Бабушка, а как это – благим матом?» – «Ого-го-го, б#@!») и пометом от волнения поливает. Не мой стиль.
3. «Женщины святы!»
Откуда такой вывод? С чего венны решили им поклоняться, как богам? Уважения их прав вполне достаточно. А то вон подговорят враги какую-нибудь шуструю девчонку стать наемной убийцей, а наш Волкодав и будет с открытым ртом стоять, решая, кто более свят – кнесинка или эта девка. Кстати, вот мать Кендарат меня не сильно удивила – во многих культурах были женщины-воительницы.
Можно вспомнить Японию с их куноичи (женщины-ниндзя), женщину-генерала Фу Хао, амазонок, африканских и индийских воительниц, женщин-пиратов. На Руси тоже подобное бывало. Вон даже сказки «Марья Моревна» и «Василиса Микулишна» об этом говорят. Помните?
«Пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться; покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает…» - ну, а дальше случается то, что обычно происходит, если мужу поручаешь в доме за порядком следить.
Тут я сразу говорю, что это скорее исключения, чем правило. И те же куноичи старались одолевать врагов с разумной дистанции: копье, лук, метательные ножи, ядовитые дротики.
4. Инопланетяне.
Вот читаешь книгу, погружаешься в атмосферу славянского прошлого: святыни, приметы, гадания, заговоры, обереги. И тебя от этого просто прёт. Ты счастлива. Так бы и просидела в дохристианской Руси до самого конца книги.
И тут, гад, откуда ни возьмись прилетает вдруг волшебник в голубом вертолете и дарит герою пятьсот эскимо!
Я не знаю, как Волкодав, а у меня бы кукушка поехала от такого зрелища.
5. Волкодав.
Герой, в целом, персонаж положительный и к бабам уважительный, но иногда бесит неимоверно. То он кольчугу не надел, когда ему кнесинка приказала, а в итоге чуть два ножа не словил. То чуть Тилорна не грохнул за неудачную фразу. То принимает бусину от мелкой девчонки, которая не осознавала, что делает.
90% проблем Волкодава и окружающих его людей решились бы несколькими фразами: «Нет, я не сниму кольчугу! Я телохранитель, мне виднее!», «Нет, этим путем мы не поедем! Опасно!», «Нет, я не буду учить госпожу кулачному бою. Это удел тех долбо… не очень умных людей, кто прое… потерял копье, меч, лук, метательный нож, кинжал, отравленную шпильку и всех телохранителей, которым ранее приказал снять кольчугу, ибо ему неудобно перед гостями!» Но Волкодав легких путей не ищет и потому вынужден постоянно разгребать последствия проблем, которые сам создал.
Также смущают эмоциональные приливы и отливы главного героя. Реальный мужчина бы такого не смог выдержать – физиология не позволит. Вот женщина смогла бы – ей природа дала частичный иммунитет от гормональных бурь, которые сопровождают ее почти всю жизнь. А мужик бы от таких психологических качелей давно двинулся.
Временами образ героя словно отражает мечты девочки-подростка: «Хочу, чтобы он всех колотил, но со мной был всегда ласков. Чтобы он много денег в семью приносил и работал как вол, но при этом постоянно был рядом, смотрел мне в глаза и поминутно вздыхал. Чтобы был сильным и молчаливым, упрямым и властным, но при первом намеке рысью бросался в аптеку покупать мне прокладки. Чтобы обладал мощным либидо, но лет пятнадцать терпеливо ждал, пока я его захочу. Чтобы всегда меня слушал, но при этом был смелый и независимый». И так далее.
В целом, как тут сказали, идеальный муж для некоторых – это собака. Приказал сидеть – сидит, приказал охранять – охраняет, и даже гавкает только по команде. Но собака – не человек и никогда его не заменит.
Однако я к фэнтези всегда снисходительна, так что, в целом, «Волкодав» заслуживает похвалы. Особенно в сцене обороны моста: там у автора не было времени расписывать эмоциональную дугу характера главного героя, и поэтому эпизод получился на пять с плюсом.
Я, в свое время, надеялась, что режиссер фильма, будучи мужчиной, облечет книгу в плоть и кровь, смягчив имеющиеся неровности, убрав тягомотные разговоры ни о чем, добавив мужской энергии и здравого смысла.
Как я ошибалась!..