Правление Императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761) оказалось достаточно длительным, чтобы стать полноценной эпохой в истории страны во всех отношениях, в том числе в искусстве. Ювелирное дело не стало в этом плане исключением, тем более что сама Государыня, женщина ослепительной красоты, любила одежду и украшения подобающего ей качества.
Из ставших легендарными 15 тысяч платьев, якобы найденных после кончины Елизаветы, до нас сохранилось лишь платье, бывшее на ней в день коронации. Известно, что из всех платьев, оказавшихся к этому пригодными, были пошиты церковные облачения.
Зато судьба оказалась благосклонной к шедеврам ювелирного искусства, на которые столь богата была елизаветинская эпоха. О самых замечательных из них - наш сегодняшний рассказ.
Настоящим символом эпохи стала табакерка в форме гренадерской шапки Лейб-кампании. Солдаты, помогавшие Елизавете Петровне в ночь переворота 25 ноября 1741 года, получили дворянство и составили особое подразделение - Лейб-кампанию. Считается, что эта серебряная позолоченная табакерка, обтянутая черной кожей, является подарком лейб-кампанцев своему Шефу - Императрице.
Ряд ювелирных шедевров попал к Русскому двору в качестве дипломатических подарков. Это изумительное зеркало, к примеру - дар Елизавете Петровне от турецкого султана Османа Третьего.
Отдельная история - коробочки разных форм и назначений: шкатулки, табакерки, мушечницы. Из воспоминаний Екатерины Великой видно, что на светских мероприятиях у императрицы Елизаветы непременно была с собой мушечница - искусственные мушки были на пике популярности в середине 18 века. Особый интерес вызывают табакерки для двух видов табака (как на первом фото наверху).
Кроме того, в царствование Елизаветы Петровны особо популярны были шатлены - маленькие часы для ношения на мужском и женском платье, роскошно украшенные. В собрании Государственного Эрмитажа сегодня хранятся три шатлена времен Елизаветы Петровны - скорее всего, принадлежавшие ей лично. Композиции из камней разного цвета полагались к соответствующего цвета нарядам. Маленькие ключики служили для завода часов.
Обращает на себя внимание и оригинальный комплект часов с несессером - его принадлежность Елизавете Петровне в наши дни не оспаривается.
Несессер - тоже важный атрибут дамского обихода 18 века. Он мог понадобиться и в дороге, и на светском рауте. Елизавете Петровне принадлежал оригинальный несессер в виде яйца - с часами и флаконом для духов. Он был подарен Императрице французским посланником на Пасху в середине 1750-х годов.
К имуществу Императрицы Елизаветы относится и записная книжка, переплет которой составлен из золотых пластин, украшенных вензелем Государыни.
Наконец, вершиной ювелирного искусства елизаветинской эпохи стали уникальные женские украшения в виде цветочных букетов, составленные из драгоценных камней. Они могли крепиться как на прическу, так и на платье. Автором букетов Императрицы Елизаветы Петровны стал молодой еще в те годы ювелир Иеремия Позье - впоследствии ставший создателем Большой Императорской короны.
В музейных собраниях, расположенных в Московском Кремле - Оружейной палате и Алмазном фонде - также хранятся личные вещи Елизаветы Петровны.
Эта заколка также относится к 1750-м годам, хотя по разнообразию камней отличается от букетов работы Позье.
Парюра (набор украшений) из сапфиров и бриллиантов состоит из серег и украшения для прически.
На знаменитом мозаичном портрете Императрицы Елизаветы работы М.В. Ломоносова видно, что в состав парюры входили и другие украшения, в том числе бриллиантовая корона с сапфирами, к сожалению, утраченная. В 18 веке разбирать короны предшественников для формирования собственных корон было обычным делом для нового правителя.
Такая печальная участь ждала и Большую императорскую корону Елизаветы Петровны, в которой она короновалась в 1742 году. Очевидно, что камни этих корон составили основу нынешней Большой Императорской короны Российской империи, учитывая крайне сжатые сроки ее изготовления.
Правление Елизаветы Петровны не только отложилось в памяти народа как 20-летие стабильности, но и оставило нам немало мемориальных вещей, позволяющих понять вкусы и нравы того времени, да и характер самой Императрицы.