- 8 -
Кандидатуры моделей-натурщиц для написания портрета «Джоконда »
Всем и всегда хотелось знать, кто позировал Леонардо да Винчи при написании портретов «Монна Лиза» и «Джоконда». К сожалению, точных данных кто, когда позировал Леонардо да Винчи при создании им портретов и картин, нет. Его работы не подписаны. Исследователи не нашли в дневниковых записях Леонардо упоминания о намерении написать чей-либо портрет, выборе модели-натурщицы, начале и окончании конкретной живописной работы.
Нас коробит «гадание на кофейной гуще» кандидатуры, с которой писалась «Джоконда». Исследователи и пишущая братия выдвинули множество кандидатур на роль модели-натурщицы портрета «Джоконда», того, что сейчас в Лувре. В большинстве своём, названы только фамилии: Чечилия Галлерани, Констанция де Авалос, Пачифика Брандано, Изабелла Гуаланди, Бьянка Сфорца, Изабелла Арагонская, Дженевра Бенчи, Салаи и др. «Петух прокукарекал, а там, хоть не светай». Число предлагаемых «претенденток» с двух десятков могло быть сведено до минимума, если бы их протеже, не могущие изменить обстоятельства, поменяли бы угол зрения на эти обстоятельства. Мало назвать фамилии модели, руководствуясь только внешней схожестью. Для нас всегда останутся «бредом сивой кобылы» или «высосанными из пальца» кандидатуры моделей для написания портрета Лизы Герардини в образе Катерины в отсутствии сенсорных ( духовных, моральных, сердечных) начал. Должна существовать причинная связь и побудительный мотив, чтобы Леонардо, загруженный созданием огромной (115 кв.м) фрески для Синьории и бытовыми проблемами, энергично взялся писать портрет «Монна Лиза», а затем и «Джоконда». По отношению Леонардо да Винчи к портрету «Джоконда» видно, что Лиза была моделью, за которой скрывался близкий и любимый человек - мать Катерина. Портрет, который художник превратил в личную икону на всю оставшуюся жизнь.
Если это не Лиза Герардини в образе Катерины, то кто? Рассмотрим некоторые из них.
1. С большой натяжкой можно рассматривать предложенную кандидатуру Чечилии Галлерани (1473-1536), фаворитки правителя Герцогства Миланского Лодовико Сфорца (1452-1508), портрет которой был заказан придворному художнику Леонардо да Винчи сразу после ее появления при дворе в качестве фаворитки в 1489 году. Леонардо писал портрет не спеша и ему нравилось общение с красивой и не по годам образованной Чечилией. Между ними пробежала «Божья искра». Обнаружен черновик письма, начинающегося словами: «Несравненная донна Чечилия. Возлюбленная моя богиня. Прочитав твое нежнейшее…» , а также её письмо: «Мой Леонардо…» Иногда Чечилия незаметно проникала в дом Леонардо и оставляла на столе записки, в которых предупреждала о недовольстве герцога по отношению к придворному мастеру. Портрет Чечилии со зверьком, прикрывающим ей беременный живот, был завершен в конце 1490 года. Он получил название «Дама с горностаем», признан мировым шедевром (хранится в Кракове в Национальном музее). По этому поводу придворный поэт Бернардо Белллинчоне (1452-1492) сочинил сохранившийся до наших дней сонет XLV :
Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасно так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.
При всём этом, мы уверены, что 25 лет спустя Леонардо не понадобилось 40-летняя Чечилия в качестве модели для создаваемой картины.
2. Исследователь, руководитель итальянского Национального комитета по культурному наследию Сильвано Винчети обнаружил в библиотеке французского города Нант написанную зеркально записку Леонардо да Винчи, содержащую указание рассмотреть портрет «Джоконды» через увеличительное стекло.
Руководствуясь подсказкой, синьор Винчети с разрешения администрации Лувра, исследовал каждый квадратный миллиметр этой картины и обнаружил на портрете «Джоконда» цифры «149_». Художник не знал точно год рождения сына Чечилии Франческо Мельци и поэтому не написал последнюю цифру в этом портрете. В такой ситуации на портрете с Чечилией Галерани соседствует умный чуткий преданный любимый (не исключено, что его сын) Франческо, присутствие которого, кроме яви, чувственный Леонардо ощущает через эту дату. Со своей стороны Мельци выразил своё отношение к учителю в письме от 01 июля 1519 года к братьям да Винчи: «Он был для меня лучшим из отцов, он каждый день доказывал мне свою страстную горячую любовь …».
Кроме того, синьор Винчети нашёл на зрачках глаз, являющихся зеркалом души и средством передачи информации, микроскопические буквы SV и SL . После чего уверовал, что моделью-натурщиком художнику был его любимый ученик Салаи. Данную версию серьёзные учёные не поддерживают.
3. Мы определённо не разделяем мнение немецкой исследовательницы Майке Фогт-Люэрсен ( Maike Vogt - Luerssen ) в отношении следующей кандидатуры модели. Она после 17 лет изучения сведений о знаменитой картине да Винчи «Джоконда» пришла к выводу, что на ней изображена Изабелла Неаполитанская – Арагона (1470-1524). Уточняем, что она со 2 февраля 1489 г. являлась женой герцога Миланского Джана Галеаццо Сфорца, а 21 октября 1494 г. стала его вдовой. Сначала дядя умершего в 25 лет племянника – правитель Милана Лодовико Сфорца распорядился перевезти 24-летнюю вдову из дворца в Павии поближе к себе в замок Сфорца в Милане. Лодовико Моро не добился взаимности от молодой и красивой вдовы. Поэтому вскоре он отправил её жить в обветшалый дворец Корте Векьо, где располагалась мастерская Леонардо да Винчи. Здесь королевских кровей Изабелла и бастард Леонардо тесно общались 5 лет (1494-1499). Ходили слухи, что они состояли тайно в морганатическом браке и нажили пятерых детей. Сведений о связи этой пары в официальной хронике не обнаружено. Как считает фрау Фогт, Леонардо в пятилетний срок общения с Изабеллой мог написать её портрет в любом образе, в том числе и образе Катерины.
Но по нашему мнению, великий художник этого не делал. Он знал, что она уже позировала Джованни Антонио Бельтраффио (1466-1516), и тот написал её портрет в образе святой мученицы. Историки подтверждают, что Леонардо приступил к написанию портрета «Мона Лиза» в 1503 году. А Изабелла покинула Милан в 1499 году, т.е. на 4 года раньше курсом на родной Неаполь. Соответственно быть натурщицей для да Винчи физически она не могла. Леонардо же предпочитал писать портреты людей, видя их перед собой. Написать свою монну Лизу, глядя на портрет Изабеллы в образе святой мученицы кисти Джованни Антонио Бельтраффио, щепетильный гений не мог по этическим соображениям.
Итак, в 1499 году Изабелла Арагонская и Леонардо да Винчи расстались, в дальнейшем не встречались и не переписывались. Иными словами, «с глаз долой, и из сердца вон».
Как можно верить утверждению фрау Фогт, что Изабелла Арагонская, будучи в тайном морганатическом браке с 1497 года с Леонардо да Винчи, родила в 1502 году дочь Johanna |(1502-1575). Если доподленно известно, что сама Изабелла с двумя дочерьми от законного мужа герцога миланского Джана Галеацо Сфорца (1469-1494) родила дочерей Bona (1493-1557) и Ippolita Maria (1494-1501) и уехала с ними в Неаполь в конце 1499 года, а Леонардо уехал в Венецию через Мантую в январе 1500 года, и они больше не встречались.
Вывод: Оснований отождествлять Изабеллу Арагонскую с портретом «Джоконда» в образе Катерины, как личной иконы да Винчи, нет.
4. Следующий кандидат в модели – это «пострел, который всюду поспел», Джан Джакомо Капротти да Орено (1480-1524), прозванный за своё озорство «Салаино», «Салаи» - в смысле «чертёнок». Обладая смазливой внешностью и спортивным телосложением, он был моделью для написания многих картин и портретов Мастера. За него ратует любитель сенсаций вышеупомянутый Сильвано Винчети. 2 февраля 2011 года на пресс-конференции в Риме он прямо заявил: «Моделью для написания картины «Джоконда» был ученик художника по прозвищу Салаи». Истинные учёные такое утверждение раскритиковали, и назвали автора псевдо учёным.
5. Как поведал итальянский историк Джузеппе Босси в своей книге, изданной в 1982 году: «В отсутствии Лизы при написании в 1506-1513 гг. портрета «Джоконда» Леонардо мог пригласить к себе в студию в качестве модели проститутку по имени Кремона (Керманезе)».
6. По мнению писательницы Карлы Глории натурщицей была не Лиза Герардини, а Бьянка Джованна Сфорца . Это уже явный перебор! Бьянка - дочь Лодовико Моро и Бернардины де Коррадис родилась в 1482 году, умерла 22 ноября 1496 года. 14-летняя Бьянка определённо не могла быть в 1506 году, 10 лет после её смерти, моделью для Мастера при создании портрета «Джоконда».
7. Французский писатель Моррис Леже напрочь отрицает, что художнику позировала Лиза Герардини, в замужестве дель Джоконда. Он считает, что на портрете изображена любовница Джулиана 2-го Медичи (1479-1516) поэтесса Пачифика Брандано с чертами лица матери самого Леонардо до Винчи. И где это он видел черты лица Катерины, умершей в Милане в 1495 году в возрасте 68 лет? Что касается Пачифики, то она умерла при родах в 1511 году в Урбино, что в 350 км от Милана и где тогда находился великий художник.
8. Констанца де Авалос , герцогиня Франковилья, вдова Федерико дель Бальцо (1460-1541). Достаточно того, что к началу написания портрета «Джоконда» в 1505 году ей было 46 лет, чтобы её «снять с дистанции».
9. Изабелла Гуаланди. Неаполитанская куртизанка, вращающаяся в высшем свете, получившая прозвище «Благородная проститутка». Её хорошо знал по Неаполю секретарь кардинала Луиджи Арагонского дон Андреа де Беатис, но он не признал её ни в одной из показанных ему художником Леонардо своих картин.
10. Американский исследователь Лилиан Шварц придерживается мнения, что это автопортрет Леонардо да Винчи. Ничего удивительного – мать и сын были похожи друг на друга,
Обсуждать фамилии других особ, которых Леонардо да Винчи мог и не знать – значит «сотрясать воздух и тратить время».