Этот материал - чистое золото для тех, кто сдает ЕГЭ по литературе. Перед вами развернутый ответ на вопрос-сравнение № 11: "В каких лирических произведениях поднимается тема поэта и власти и в чем их можно сопоставить с…?". В прошлых публикациях я уже рассказывала, как строить тезисный план и отвечать на любой подобный вопрос. Теперь пришло время разобрать конкретную тему, которая часто встречается в итоговых КИМах на примере анализа трех произведений Г.Р. Державина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова. В конце - список из 8 стихотворений на эту тему.
О развитии темы
Столкновение поэта и власти - тема вечная. Со времен главенства классицизма русскими литераторами была установлена неоспоримая истина: задача поэта - говорить правду. Даже если она неудобна, указывать вышестоящим на их пороки и на творящуюся несправедливость. Мощный старт в теме взаимоотношений поэта и власти берет великий новатор и правдолюб Гавриил Романович Державин, который начал свое творческое восхождение с сатирического изображения знатных вельмож времен Екатерины II в оде "Фелица", а продолжил тем, что высказал правду в лицо самой государыне. За это от двора он был удален, но мог смело в стихотворении "Памятник" прославлять себя: "Всяк будет помнить то в народах неисчетных,/ Как из безвестности я тем известен стал,/ Что первый я дерзнул в забавном русском слоге/ О добродетелях Фелицы возгласить,/ В сердечной простоте беседовать о боге/ И истину царям с улыбкой говорить". Продолжает тему верный его идейный последователь и борец за свободу Александр Сергеевич Пушкин, за что расплачивается собственной жизнью. В ответ на гибель Солнца русской поэзии Михаил Юрьевич Лермонтов пишет произведение, которое можно назвать центральным в теме борьбы поэта и власти - "Смерть поэта". За заключительные 16 строк Лермонтова ссылают, но заставить замолчать уже не могут. Стихотворение разлетается по всей Империи. Эстафетную палочку перехватывает Николай Алексеевич Некрасов и в стихотворении "Поэт и гражданин" наглядно показывает, как ему подрезали крылья и закрывали рот те, про которых ничего открыто не скажешь: "Бичуя маленьких воришек/ Для удовольствия больших,/ Дивил я дерзостью мальчишек/ И похвалой гордился их./ Под игом лет душа погнулась,/ Остыла ко всему она,/ И Муза вовсе отвернулась,/ Презренья горького полна". Кратковременное затишье конца 19 века сменяется серией залпов горлана и бунтаря Владимира Маяковского, хулигана и антисоветчика Сергея Есенина, двух талантливых дам Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, противника кремлевского горца Осипа Мандельштама, а еще позже - Иосифа Бродского и Владимира Высоцкого. Но это уже совсем другая история, а мы остановимся на творениях Державина, Лермонтова и Некрасова.
Тезисный разбор и сопоставление
Г.Р. Державин «Властителям и судиям»
Стихотворение представляет собой гневный призыв поэта к «земным богам», то есть правителям и высшим сановникам. Он обращается к ним с вопросом: «Доколь вам будет/ Щадить неправедных и злых?». Лирический герой противостоит тем, кто защищает только свои интересы и говорит об истинных обязанностях властителей: «Ваш долг есть: сохранять законы,/ На лица сильных не взирать,/ Без помощи, без обороны/ Сирот и вдов не оставлять». Но они оказываются глухи к его словам и к творящимся беззакониям: «Не внемлют! Видят – и не знают!». О том, что такое бедность и невозможность защитить свои гражданские права, Державин знал не понаслышке. Он сам нуждался, не имел связей, чтобы продвинуться по службе и только благодаря таланту «из безвестности известен стал». Отсюда глубокое сочувствие обездоленным и классический гражданский пафос, нацеленный на искоренение общественных пороков. Поэт сопоставляет царей с обычными смертными и развенчивает миф об их исключительности. Он верит в высшую справедливость и божий суд.
Термины: классицизм, высокий слог, гражданский пафос, риторическое восклицание.
М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
В стихотворении показан стандартный для романтизма конфликт поэта и толпы. Описанное столкновение приводит к безвременной гибели творца – А.С. Пушкина.
В заключительных 16 строках, являющихся жесткой сатирой на власть, Лермонтов открыто называет виновников гибели поэта: «Вы, жадною толпой стоящие у трона,/ Свободы, Гения и Славы палачи!/ Таитесь вы под сению закона,/ Пред вами суд и правда – все молчи!..».
Несмотря на то что стихотворение стало откликом на смерть Пушкина и в первой части много аллюзий на его произведения – например, отсылка к Владимиру Ленскому – образ Поэта можно трактовать как обобщенный. Это человек исключительной одаренности, тонкой души, доверчивый и страстный. Такая цельная натура не угодна власть имущим. А потому тайная борьба между ними неизбежна. За внешними похвалами, лестью большому таланту кроются зависть и злость: «И прежний сняв венок – они венец терновый, увитый лаврами, надели на него». Поэт становится заложником системы и мучеником, а открытая борьба приводит к смерти.
Термины: романтизм, двухчастная композиция, элегия, сатира, аллюзии.
Сопоставление: 1. Державин и Лермонтов противопоставляют поэтов представителям власти. 2. Оба автора говорят о высшем суде, который неизбежен. Они верят, что справедливость, которую воспевают их творцы, восторжествует. 3. Разница в том, что Д. описывает ситуацию в классической манере, его поэт остается победителем, а у Л. – герой гибнет в неравном противоборстве.
Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
В произведении дан диалог Поэта и Гражданина. Внешне они занимают противоположные позиции относительно участия в общественной жизни. Творец «лежит – и ничего не пишет», «хандрит и еле дышит». Его же собеседник призывает к действию: «Проснись: громи пороки смело…». Но их беседу можно рассмотреть и как внутреннее противоборство творца. Он изверился, отчаялся, так как под давлением власти не смог говорить правду: «…мои послышав звуки,/ Сочли их черной клеветой;/ Пришлось сложить смиренно руки/ Иль поплатиться головой». Кажущиеся равнодушие, лень, апатия – это лишь маска, скрывающая боль. Тайные цепи, которыми опутаны он сам и его муза, не дают творить, жить свободно и счастливо: «Тот роковой, напрасный пламень/ Доныне сожигает грудь,/ И рад я, если кто-нибудь/ В меня с презреньем бросит камень». Внешний конфликт с властью порождает внутренний и приводит к бездействию и ненависти к себе: «Когда бы знали жизнь мою,/ … Угрюм и полон озлобленья,/ У двери гроба я стою».
Термины: реализм, гражданская лирика, диалог, контраст.
Сопоставление: 1. Оба стихотворения содержат гражданский пафос, но Некрасов вкладывает его в уста Гражданина. 2. Державин и Некрасов описывают творящуюся несправедливость и призывают к борьбе с ней. 3. Различие в том, что у Н. поэт показан пассивным, страдающим, разочарованным, не верящим в победу добра.
Список стихотворений на тему столкновение поэта и власти:
- Г.Р. Державин «Властителям и судиям»;
- А.С. Пушкин «Вольность», «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»);
- М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»;
- Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»;
- В. Маяковский поэма «Облако в штанах», «Нате!», «Бюрократиада», «О дряни»;
- С.А. Есенин «Русь Советская»;
- А. Ахматова поэма «Реквием»;
- О.Э. Мандельштам «Горец».
Подготовила Анна Терехова