Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Нивенское, 689 гв. иап.

Оглавление

Владимир Силенков

ВОЛНЫ ПАМЯТИ

Нивенское, 689 гв. иап

Примерно 1987 год. Дежурное звено летает регулярно на сопровождение самолётов-разведчиков над Балтикой. Больше всего летали «Атлантики». На одном из них, на фюзеляже, большими буквами было написано имя (послание?) «МАРИНЕ». Это вызывало определённое раздражение, уж очень хотелось ему «бока намять». А в иллюминаторе, рядом с именем, частенько маячила физиономия негра. Его экипаж нас знал по позывным и именам, бывало, что выходил на связь на нашем канале. Потом, правда, разобрались, что эта надпись обозначает «МОРСКОЙ». (Он мне на фотографии и попался.)

-2

Срочно в штаб вызывает заместитель командира полка А.С.Бойков (остался за командира).

В полк прибыл полковник из Генерального штаба для разбора Ноты протеста поступившей из МИД ФРГ. На большой фотографии отменного качества прямо над крылом разведчика «Атлантик», с креном висит МИГ-23м. Крупным планом видно лицо лётчика с не притянутой кислородной маской и живописно поднятым кулаком!

У меня всё опустилось… Это один из лучших моих лётчиков, только сдал на 1-й класс… сейчас его отстранят от полётов за воздушное хулиганство!..

Полковник ждёт объяснений. Послали машину на командный пункт за материалами объективного контроля. Заместитель командира полка Бойков начинает разглагольствовать о качестве зарубежной фототехники. Кто-то ещё вставляет, что наши лётчики – дисциплинированные коммунисты, если и погрозят кулаком, то не ближе двух километров! Полковник скучает. Он ждёт, когда привезут фотографии проводки с КП. Как-то, невзначай, прозвучало слово «фотомонтаж». И тут полковник оживился: «Поподробнее!» Тут все стали говорить – одновременно и много, выдавливая из себя все возможные знания и незнания в этой области. Договорились до того, что и крылья к МиГу от другого приделаны. Когда же «проводка КП подтвердила», что самолёт сопровождения и близко к разведчику не подходил, напряжение спало окончательно. Обе стороны достигли желаемого результата! Удовлетворённый полковник покинул полк.

Воздушный бой МиГ-23м с J -37 Вигген

-3

Гордая независимая страна! Не поглядывая на остальных Европейцев, имеет полный, независимый цикл производства высокотехнологичного оружия. И денег ей на всё хватает. Загадка для меня.

Посмотрите на это «Вигген» - красавец. А красивые самолёты не умеют плохо летать (это мы уже знаем). По своим весовым и техническим характеристикам он близок к МиГ-23. Но у каждого самолёта есть свои преимущества и недостатки.

Так Вигген J -37, имея большую площадь крыла и переднего горизонтального оперения имел соответственно, малую удельную нагрузку на крыло. Это давало ему преимущество в большем диапазоне используемых углов атаки, большей угловой скорости и меньшему радиусу маневров. Запас топлива на 1000 кг превосходил МиГ-23м! Это позволяло ему дольше маневрировать на форсаже. А вот тяги двигателя ему не хватало. Слабоват был двигатель.

МиГ-23м мощнее, но гоняться за ним оказалось не просто.

-4
-5

Кто знает, чей это самолёт с такими опознавательными знаками?

Первая встреча

День, хорошая погода. Я в дежурном звене. Сразу, без готовности №1, получаю команду «Воздух». Взлетать мы научились быстро, минут за 5-6, здесь всё рядом, курс взлёта в направлении моря. Доложил: «… Взлёт произвёл, задание?» Получаю курс отхода и информацию:

Наш отряд кораблей вышел в море. Во главе большой противолодочный корабль. Над ним носится «супостат». Нужно определить тип, бортовой номер, принадлежность. Командный пункт его не видит. Воды нейтральные. Удаление 150 км. Ну, я то, правильно понимаю и недосказанную команду: «препятствовать» облёту.

Убрал крыло (72 градуса), на форсаже разогнал истинную скорость 1200, далее максимал и через 6-8 минут лёту я в районе. Снижаюсь, вижу корабли и вижу самолёт, который с высоты 600-800 метров левым разворотом заходит на корабль. Это характерный Вигген J-37.

Снижаю скорость, выпускаю крыло в пилотажное положение 45 градусов и подхожу к нему в левом развороте с внешней стороны. Поэтому он меня не видит. Осматриваю самолёт «снизу», подвесок под крылом нет, в том числе разведывательного контейнера. Что он тут делает? Далеко в море и так низко? (Хулиган какой-нибудь, вроде меня.) Но заход продолжается и скоро он выйдет на прямую. Теперь подхожу ближе и сверху, в плоскости крыла, зависаю над ним, чтобы лётчик увидел меня. Не видит. (Смотрит на корабль, в сторону захода?) Я уже в невыгодном положении, стоит ему убрать крен, и он окажется подо мной. Мне этого не надо, но что делать? Как его заставить отвернуть от корабля? И я ещё больше выхожу вперёд, практически на целый корпус. Между нами 30-40 метров. И он меня увидел!..

Подготовка лётчика оказалась… не сильной. Вместо того, чтобы выпустить тормозные щитки и галантно, пропустив вперёд, уйти под меня, чего а ожидаемого опасался, он просто испугался. Включает форсаж и «куда-то» летит. Я за ним. Держусь сзади спокойно на частичном форсаже. Иногда навожу на него боевые ракеты Р-60, они подают звуковые сигналы, никуда ты, дружок, не денешься.

Выполняет боевой разворот, переворот, разгоняется, идёт на петлю. Видя, что таким образом от меня не оторваться, начинает «приходить в себя». Нисходящую часть петли выполняет на форсаже с максимальными углами атаки и минимальной скоростью. Я, на своих 24-х градусах допустимых углов атаки и скорости 450 км/час, могу удержаться только «снаружи» и проваливаюсь ниже его высоты вывода. А он, выведя самолёт в горизонтальный полёт на высоте примерно на 1100 метров снова идёт на переворот. Я, практически выполняю разворот со снижением, уходя в сторону. Вигген, выведя над самой водой, с разгоном скорости ушёл восвояси. Таким образом, он оторвался от меня!

Вторая встреча.

Балтика узкая, всего 200 км в ширину. Виггены J -37, летая с авиабазы Роннэбю над морем, иногда заходили в 100 километровую зону ответственности нашей ПВО. Какие то, там, свои задачи решали, но требовалась реакция, и меня подняли с Дежурного звена. Наводили на высоте примерно 6000м в заднюю полусферу, но близко, не для пуска ракет, а для визуального обнаружения. Однако, Шведский Командный пункт увидел приближение самолёта, проинформировал лётчика, и Вигген выполняет энергичный разворот на меня.

Сходимся мы на встречно-пересекающихся курсах, при этом я оказался немного выше, он ниже. (Мы с ним, как-то так, сразу и «договорились», что он будет с принижением, а я, с превышением. Сталкиваться в воздухе мы не планировали.)

После прохода над Виггеном, энергично, на форсаже, разворачиваюсь на него, но лётчик оказался «не ах», тоже разворачивается на меня, и при схождении оказывается в более выгодном положении, я прохожу перед ним. Опять энергичная перекладка крена, перегрузка, скорость падает, я перехожу на свои допустимые углы атаки 24 градуса и минимально допустимую скорость 450 км/час. (СОУА) системы ограничения углов атаки у меня нет. Но при схождении Вигген оказывается ещё в более выгодном положении. У него больше угловая скорость разворота, и вероятно, меньше скорость полёта.

Я с ракетами и подвесным баком. После очередной перекладки выдавливаю из себя, 26 градусов. Дальше страшно, сваливались, проходили… Но Вигген по прежнему опережает меня и оказывается в ещё более выгодном положении. Теперь он, ну, если ракету ещё не пустит, то заградительный огонь из пушки поставить может. Я проигрываю, надо что то делать… И, вместо «типовой» перекладки крена в момент расхождения, когда мы не видим друг друга, я увеличиваю крен и левой штопорной бочкой проваливаюсь вниз, на 800-1000 метров с разворотом на предполагаемый (где он находится) курс. В процессе маневра не мог его видеть. «Штопор», здесь «бутылочный», управляемый, в отличие от, авиационного, неуправляемого.

Угадал! Результат достигнут! Он, какое-то время летит по прямой, «машет» крыльями, ищет меня. Нашёл! Поздно, я ещё ниже, но уже на хвосте и «урчат» ракеты. А дальше всё по запланированному плану. Выполняет на меня переворот, (молодец!) с высоты 1000 м ещё переворот и уходит на предельно малой высоте.

Было интересно, проверять себя.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Владимир Силенков | Литературный салон "Авиатор" | Дзен