Основано на реальной жизненной истории.
Пёс робко заскулил. В серые занавески било солнце. Степаныч лежал на боку, не шевелясь и не открывая глаз. Главное не открывать глаза - пока они закрыты, есть надежда, что этот день не настанет для него никогда. Но сон продолжал ускользать от Степаныча, а внешний мир неумолимо врывался в сознание. Каждый раз, ложась спать, старик надеялся уже не проснуться.
Но нет, вот и нужды дряхлого тела дают о себе знать. Ещё один день, значит. Ещё один. Степаныч открыл глаза, крякнул и присел на кровати. Начал растирать ноги - они деревенели после сна, в них застаивалась кровь. Затем он надел очки и посмотрел на стену. На ней висел запыленный семейный портрет - он и Марта - такие молодые и серьёзные. Степаныч по привычке мысленно поздоровался с женой. Давно её не стало, уж 20 лет прошло. Все эти годы Степаныч искренно недоумевал, зачем он так долго живёт и с каждым годом его недоумение возрастало. В этом году ему исполнилось 86.
Он прошаркал на кухню, минуя старый комод с зеркалом. В зеркало Степаныч старался не смотреть, он не узнавал себя в том сморщенном, хмуром старике в поношенной одежде. А в былые времена он, тогда ещё Васька или Васенька, любил полюбоваться на своё отражение. Он был прекрасно сложен и красив, а чего стоил тот залихватский чуб из золотых волос! Эх...
Позавтракав, он вышел во двор. Пёс ждал его у крыльца и скромно вилял хвостом. Степаныч кинул ему еды. Этот пёс разделил со Степанычем старость. Он приблудился ко двору ещё щенком вскоре после смерти жены. Долгожительство пса поражало Степаныча ещё более, чем его собственное. Разве собаки живут так долго? Морда пса, когда-то выразительная и чёрная, давно поседела. Один глаз поглотила катаракта. Он был такой же сухой, как и хозяин.
Двором Степаныча постепенно завладевала природа. В высоких деревьях заливисто пели птицы. Тёплое июньское солнце лишь местами просачивалось сквозь листву. В соседнем дворе бабка отчитывала внуков. "Злобная старуха" - так думал о ней Степаныч. Старуха... А ведь он в сорок лет втихаря засматривался на эту 22-летнюю красотку. Хороша была!
У Степаныча было трое детей: две дочери и сын. В живых осталась только средняя, Сонечка. Но она за тридевять земель, в Москве... До Приморского края оттуда далеко и дорого. Да и зачем? А сам он, сколько бы ни звали, ни за что не уедет из Витязя. У них такое уютное кладбище вблизи морского утёса... Он будет коротать на нём вечность под шум волны...
Старик странно чувствовал себя сегодня. Любой предмет будоражил воспоминания о прошлом. Прислонённая к стене оконная рама напомнила, как они летом ужинали на веранде всей семьёй. Веранда сгнила и разрушилась, только эта рама и осталась. Он смотрел на неё и видел Марту в переднике, накрывающую с дочками на стол. Она что-то тихо говорила с полуулыбкой. Опустел дом, зарос двор... А душа Степаныча наполнилась чёрной тоской.
Ему вдруг приспичило посмотреть на море. Пройти-то всего ничего - три двора, а за ними сопка круто уходит вниз к берегу.
Старик взял трость и медленно направился к морю. В воздухе была приятная свежесть. Ярко-синее небо сияло от чистоты и лишь на далёком горизонте виднелись белоснежные, сидящие друг на друге облака, которые отсюда походили на заснеженные шапки гор. Пёс увязался за ним.
Вот за этим домишкой обрывается след человека. Степаныч сел под деревом. Перед глазами узкий песчаный берег, а за ним - океан солёной воды. Старик в который раз ощутил свою ничтожность перед стихиями природы. Люди приходят в мир из пустоты, а потом их всех неустанно поглощает земля. И будет так всегда.
Щурясь, он смотрел на море. Оно отражало самую прелесть синего цвета, а в его волнах рассыпалось своим золотом солнце. Тихо плескались волны. Степаныч сидел и сидел, а картины прошлого сами собой проносились перед глазами. Странно, но лучше всего он помнил детство. Какие славные у него были родители... Никогда он их не благодарил. Да и Марту тоже. Не успел. Старик шёл к выводу, что прожил неплохую жизнь. Дети тоже получились хорошие. Только нет уже никого на этом свете. Кроме далёкой Сонечки, никого.
Его начало морить в сон. Он задремал, прислонившись спиной к могильной сосне. И снилось ему, что он молод, силён и бежит со своего дома к морю с такой необыкновенной лёгкостью, прямо подлетает в воздухе. Несётся, переполненный до краёв неописуемым счастьем... Пробегает мимо того места, где только что задремал и прыгает с обрыва вниз, но не падает, а, наоборот, возносится над морем, парит к облакам, к солнцу.
Вдруг Степаныч осознаёт, что он во сне. Страшась, он всё же оборачивается назад. У обрыва, под деревом, сидит старик, свесив голову. А пёс подбежал к самому краю и сурово гавкает, словно пытается сказать что-то Степанычу, словно просит его вернуться...
Так и нашли его вечером под деревом. А через несколько дней умер и пёс.
Если вам понравилось, рекомендую почитать про судьбу моей бабушки Бабушка всем не угодила.
До новых встреч!