В столице России, как в любом большом старинном городе, есть свои места притяжения, must visit, куда обязательно приводят туристов.
Одно из этих мест – Кремль, где непременно должен побывать каждый житель и гость города. А одна из достопримечательностей Кремля, ставшая символом военной истории Москвы да и России в целом, – Царь-пушка.
Выглядит она, действительно, по-царски:
- вес – 39 312 кг;
- длина – 900 см;
- высота – 300 м;
- калибр – 890 мм;
- наружный диаметр ствола – 1200 мм.
Это, без сомнения, была одна из самых огромных пушек в мире в свое время, не зря ее считают шедевром!
Стреляла она крупной картечью, или дробом, за что ее называли «дробовик российский».
Называли ее так вплоть до начала ХХ в. И только уже советская власть, решив «повысить в звании» это орудие, в 1930-х гг. стала именовать ее собственно пушкой.
По приказу царя Федора Ивановича пушка была отлита из бронзы замечательным русским мастером Андреем Чоховым в 1586 г.
На ней самой указан год по старой системе: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094...» Кстати, это позволяет окончательно решить вопрос о разнице в годах по старому и новому летосчислению: 7094 – 1586 = 5508 лет.
Есть версия, что назвали пушку именно в честь Федора Ивановича. Но все же главенствующая теория, которую признают большинство исследователей, говорит, что «прозвище» пушка получила за свои размеры.
Первое упоминание об оружейном «кудеснике» Чохове относится к 1568 г.
Еще при Иване Грозном этот придворный литейщик отлил множество орудий, в том числе весьма больших по размерам. Такой вот был «старорусский Зураб Церетели» – тянуло его к монументальным, величественным формам, причем с изысканной отделкой.
Но умел этот мастер не только свое имя возвеличивать, но и знаниями делиться. Так, известны разные ученики, которых он учил: Дружина Богданов, Тарас Григорьев и др.
Историки указывают, что в Московском пушечном дворе в разные годы была отлита не одна, а несколько довольно тяжелых пушек. Впрочем, все они уступали той, которую по праву прозвали царской.
См., например: Гордеев Н. В. Царь-пушка. М., 1969.
Уже позже, в 1859 г., другими мастерами были изготовлены огромный лафет и большие же пустотелые ядра.
Изначально Царь-пушка задумывалась как оборонительное оружие. Но использовалось ли всё это военное великолепие когда-либо на практике, так сказать, по прямому его назначению? Выстрелила ли за всю свою историю она хоть раз?
Некоторое время назад историки и представители СМИ выступили с сенсационной новостью: они открыли, что Царь-пушка однажды стреляла-таки.
Так, в статье «Почему Царь-пушка – вовсе не пушка: что на самом деле стоит в Кремле» публицист Александр Широкорад утверждал, что на самом деле это была классическая бомбарда. В «статусе» же дробовика, который ей так долго приписывали, она была просто неэффективна.
Широкорад доказывал, что в 1980 г. исследователи Артиллерийской инженерной академии им. Ф. Э. Дзержинского основательно изучили оружие и пришли к выводу: один раз его использовали «по назначению». Об этом свидетельствовали частицы сгоревшего пороха и некоторые другие признаки.
Очевидно, единственный выстрел состоялся в 1591 г. для защиты города от нападения Казы-Гирея.
В целом ученые подсчитали, что каменные ядра, которыми могла стрелять пушка, весили ни много ни мало почти целую тонну, а заряд пороха требовался до 118 кг.
Однако другие историки, реставрировавшие пушку в те же 1980-е гг., убеждены, что из нее не было сделано ни одного выстрела. А причина была самая простая: пушку… просто не доделали.
Внутри ствола были обнаружены наплывы до 20 мм, разные неровности, а также горелая земля. Это говорит о том, что пушка не была зачищена после отливки.
Кроме того, элементарно не было просверлено затравочное отверстие. Вот и попробуй при этом выстрели!
Конечно, фактически ее готовили к боевым действиям. Дело было в уже названном 1591 г. Тогда Москву защищали от нападок войска Казы-Гирея. Шедевр артиллерийского искусства даже перенесли (с трудом, конечно) на другое место в Китай-городе, чтобы оборонять Кремль и переправу через Москву-реку.
Но в итоге в ход пустили пушки поменьше, а «дробовик российский», скорее всего, так и остался символом.
Итак, ученые разделились на два лагеря:
1) тех, кому греет душу факт, что пушка хоть раз, но стреляла – при обороне российской столицы от крымского хана;
2) тех, кто скептично относится к доказательствам ее практического применения.
Будем надеяться, дальнейшие исследования поставят окончательную точку в этом споре.
Как бы то ни было, Царь-пушка остается безусловным шедевром и символом военной истории Москвы и России в целом.