С советских времён хорошо известно имя самарского присяжного поверенного Андрея Николаевича Хардина. Именно у него помощником служил Владимир Ульянов, будущий «вождь мирового пролетариата». Жизнь Андрея Николаевича была весьма интересной. Он и его близкие родственники внесли значительный вклад в развитие Самары в дореволюционный период.
СВОБОДОЛЮБИВЫЙ НАСЛЕДНИК
Отец Андрея Хардина, Николай Николаевич, был участником русско-турецкой войны 1828–1829 годов, в феврале 1833 года он уходит в отставку и возвращается в родные волжские земли. Хардины владели богатой библиотекой, состоящей из книг российских и зарубежных авторов. Николай Николаевич всегда радушно принимал гостей, устраивал литературные и музыкальные вечера, балы и приёмы. В 1846 году в гостях у Хардиных побывали приехавшие с Кавказа декабристы Александр и Пётр Беляевы.
У Николая Николаевича и его супруги Елены Николаевны в сентябре 1842 года родился сын, которого назвали Андреем. Произошло это в с. Сколково (Тихвинское) Самарского уезда. Мальчик воспитывался в очень благожелательной и демократической обстановке: литературные дискуссии, рассказы отца о военных походах и сражениях, знакомство с декабристами и общение с цветом культурного света губернии. Всё это повлияло на интеллектуальное развитие юноши, который рос свободолюбивым. Он с золотой медалью окончил гимназию в Казани и поступил там в университет на филологический факультет. В рамках хоть и губернского, но далеко не столичного города молодому человеку было тесно. Поэтому Андрей оставляет Казанский университет и поступает на физико-математический факультет Петербургского университета.
Сегодня мы можем удивляться таким крайностям – филология и физмат. Для того времени удивительного в этом немного. Классические мужские гимназии дореволюционной России давали прекрасную подготовку по всем предметам общеобразовательного цикла. Поэтому прилежный выпускник гимназии мог при желании и финансовых возможностях поступить на любое направление университета.
Но проучившись несколько месяцев, он уезжает за границу. Вскоре оттуда возвращается обратно в Петербургский университет, где уже сдаёт экзамены экстерном за курс юридического факультета и становится кандидатом права.
Свободолюбивая натура Андрея Николаевича наконец-то нашла способ помочь ближним, о чем он с ранних лет так страстно мечтал. Свою служебную деятельность Андрей начинает следователем в Вятской губернии, а вскоре переходит в мировые посредники. В 1867 году Андрей Хардин возвращается в родные края, где его деятельность всецело будет направлена на создание благополучной среды в Самаре.
Андрей Николаевич очень выделялся среди университетской молодёжи, работавшей в учреждениях. Предупредительный, отзывчивый, не ведающий, что такое тщеславие и зависть, Хардин был благороден и обаятелен… Успешно развивалась его карьера. Андрей Николаевич становится гласным губернского земского собрания, затем членом, а позднее и председателем Самарской губернской земской управы. Период расцвета его земской деятельности пришёлся на губернаторство Григория Сергеевича Аксакова. С достойным губернатором Хардин нашел общий язык.
ДОСТИЖЕНИЯ МОЛОДОГО ЧИНОВНИКА
Благодаря стараниям Хардина в Самаре организован первый съезд земских врачей и заложена земская больница. Он решительно отстаивал необходимость увеличения расходов на просвещение и медицинское дело. Андрей Николаевич содействовал открытию земской школы для подготовки сельских учительниц. Эта инициатива вызвала недопонимание не только в Казанском учебном округе и в Министерстве народного просвещения, но даже у ряда местных земских деятелей. Неоднократно Хардин выступал с докладами и убеждал сомневающихся в возможности успешной деятельности женщин в сельских школах в качестве учительниц. Тяжело было продвигать подобные идеи в период, когда женское образование в принципе воспринималось как что-то неестественное и не вполне нормальное. В своих выступлениях он подчёркивал необходимость образованности женщин как матерей семейств. При активной поддержке губернатора Григория Аксакова школа сельских учительниц всё-таки была открыта.
В декабре 1872 года под влиянием интриг и необоснованных претензий Григорий Сергеевич оставляет пост губернатора. Присланный в Самару губернский начальник Федор Дмитриевич Климов не питал особых симпатий к земству и уж тем более к таким вольнолюбивым людям, как Хардин. В марте 1873 года Андрея Николаевича лишили полномочий председателя губернской земской управы с формулировкой «за оказание губернатору явного неуважения».
В середине 70-х годов Х I Х века Андрей Николаевич становится присяжным поверенным Самарского окружного суда. Он считался талантливым адвокатом, хорошим знатоком права для своего времени. Его кассационные жалобы становились руководством для других юристов.
Как об адвокате о нём говорили, что Хардин «сомнительных дел не берёт и во имя денег ни на какие компромиссы не идёт».
ВЛАДИМИР УЛЬЯНОВ И ШАХМАТЫ
В 1889 году в Самару приезжает семья Ульяновых. Владимир Ильич ещё до переезда в наши края был знаком с Андреем Николаевичем, даже играл с ним в шахматы по переписке. В Самаре молодые люди встретились: общались и даже устраивали шахматные турниры.
«В самарский период у нас в доме процветала игра в шахматы. Хорошо играл и Владимир Ильич, и младший брат Дмитрий Ильич, и Марк Тимофеевич Елизаров. Сильного партнёра нашли они в лице А.Н. Хардина, который был первоклассным шахматистом. У нас на квартире нередко устраивались шахматные вечера» (из воспоминаний Марии Ильиничны Ульяновой).
Когда Владимир Ульянов сдал экзамены экстерном за курс юридического факультета Петербургского университета и получил диплом, он стал помощником присяжного поверенного Андрея Хардина, который очень тепло относился к своему начинающему коллеге.
«…Был организован турнир с участием 8–10 человек. Играли с дачей вперёд, так как участники были разной силы. В первом разряде (категории) был один Хардин, во втором Владимир Ильич и ещё один игрок, остальные в 3-м и 4-м разрядах. Победителем турнира вышел Владимир Ильич… Владимир Ильич любил бывать у Хардина, первое время больше из-за шахмат, а потом, когда он сдал экзамен по юридическому факультету и записался у Хардина помощником присяжного поверенного, их связывали также общие дела судебного характера» (Из воспоминаний Дмитрия Ильича Ульянова».
«КРАСНАЯ» ГИМНАЗИЯ
Заметный вклад в просвещение Самары внесла дочь Хардина – Нина (Антонина) Андреевна. В 1899 году она открыла женское учебное заведение 2-го разряда, преобразованное затем в женскую гимназию. В народе она получила неформальное название «красной» – многие педагоги, преподававшие здесь, были последователями революционных взглядов. Да и в самой гимназии царили вольные для того времени порядки. Долгое время здесь не пели «Боже царя храни», но на это не обратили внимания чиновники. Присутствие на ежедневных молитвах, причащение и исповедь были необязательными. А преподавание закона божьего и вовсе саботировалось, хотя в гимназии работал такой преподаватель.
Зато образование здесь давали отменное. Многие учителя были выпускниками университетов и даже известными учёными и общественными деятелями. Сама Нина Андреевна, помимо того что была начальницей гимназии, преподавала в старших классах русскую литературу. После революции гимназия была преобразована в школу №15 и сейчас носит имя Н.А. Хардиной.
ЦЕЛИТЕЛЬ ДУШ
На благо Самары трудился ещё один член семьи Хардиных – брат Андрея Николаевича – Владимир. В.Н. Хардин в 1880-е годы бы ординатором земской больницы и служил врачом в больнице при общине сестёр милосердия. Главным делом жизни Владимира Николаевича стало создание в Самаре собственной психиатрической больницы. Началось всё с того, что в 1878 году В.Н. Хардин был назначен на должность заведующего отделением для умалишённых губернской земской больницы. Вскоре он обратился к местным властям с предложением создать самостоятельную психиатрическую больницу. И не просто выступил инициатором, но и составил проект по устройству больницы.
Увы, проект Владимира Хардина, несмотря на одобрение столичных светил психиатрии, был отклонён. Невзирая на это, Владимир Николаевич приложил много усилий для организации больницы. Только в конце 1880-х годов в Томашевом Колке – в пригороде тогдашней Самары – была открыта психиатрическая больница. Но директором Хардина не назначили – по мнению властей, он был политически неблагонадёжен. Лишь спустя двадцать лет Владимир Николаевич был утверждён исполняющим делами директора, а затем и полноценным директором психиатрической больницы Самары, которую он возглавлял до 1918 года. Благодаря его стараниям, этот период специалисты считают временем расцвета психиатрической медицины в нашей губернии.
«В.Н. Хардин вместе с молодым врачом В.А. Паршенским в 1886 году сопровождал в Париж мальчика, искусанного бешеной собакой. Там ему знаменитый учёный Луи Пастер вводил разработанную им вакцину от бешенства. Мальчика спасли, а воодушевлённые этим опытом Хардин и Паршенский, вернувшись домой, создают в Самаре Пастеровскую станцию – вторую в Россию и третью в мире»
Адреса Хардиных
1. Долгое время Хардины жили в доме Вощакина, сюда в гости к Андрею Николаевичу приходил Владимир Ульянов (ныне ул. Венцека, 45).
2. Окружной суд (ныне ул. Куйбышева, 60).
3. Психиатрическая больница, Томашев колок (ныне ул. Нагорная, 78).
4. Гимназия Н.А. Хардиной – сейчас школа № 15 им. Н.А. Хардиной (ныне ул. Куйбышева, 125).
Александр ГОРШЕНИН, кандидат исторических наук, главный библиотекарь отдела основного книгохранения СОУНБ
Опубликовано в периодическом издании Самарской областной универсальной научной библиотеки – газете «Привычка читать» №1(26), декабрь 2021.