Восьмой международный фестиваль камерной музыки «Зимний путь» традиционно подарил московской публике марафон мини-опер.
Задуманный и осуществленный пианисткой Натальей Коршуновой музыкальный праздник проходит в столице уже в восьмой раз. Обычно его календарное время – декабрь. Но в этом году по понятным причинам «удовольствие растянулось»: начавшись традиционно в декабре, форум продлился аж до начала весны. Как говорится, слава богу, что состоялся вообще!
Кульминационной точкой «Зимнего пути» вновь стало уникальное мероприятие – марафон камерных мини-опер, когда в течение одного дня в одном зале дается подряд сразу несколько музыкально-театральных спектаклей.
В прошлые годы это действительно были преимущественно оперы–миниатюры из далекого прошлого, либо уже наши современницы. На этот раз жанровая принадлежность предложенных опусов была самой разнообразной, и строго говоря, опера среди них была только одна – знаменитая «Служанка-госпожа» Перголези, первая опера-буффа в истории музыки.
В концертном зале Музея сословий России, что расположился на Волхонке, были сыграны четыре очень разных спектакля. Помимо шедевра Перголези это – «Сказка про Эллиса и эльфийского короля», «Маленький принц. Сон, которого никто не видел» и «Испанская баллада».
Первый – детский спектакль, подготовленный силами музыкально-театрального ансамбля «Юные гнесинцы» под руководством Полины Семеновой: студийцы разыгрывают сказочную историю о невероятной дружбе легендарного валлийского арфиста Осиана Эллиса (но при этом все же нашего современника – он покинул этот мир только в январе) и причудливых легкокрылых существ.
Детские голоса сочетаются с небесными звуками арфы, их совместными усилиями звучит музыка великих Пёрселла и Бриттена, двух британских Орфеев разных эпох, а также композиции Андре, Хассельмана, Сальцедо, английские и валлийские народные песни.
Второй – авторский моноспектакль композитора и пианиста Святослава Оводова, основанный на знаменитой повести Антуана де Сент-Экзюпери, а также письмах писателя и его супруги Консуэло. Необычный формат сочетает в себе элементы и монодрамы, и презентации, и литературоведческой лекции, и музыкального спектакля.
Оводов – и рассказчик, и певец, и концертмейстер, он же – инициатор интерактива с публикой в финале действа. Его доверительная интонация и эмоциональная включенность подкупают и очень созвучны настроению «Маленького принца», однако несколько портит картину микрофонная подзвучка – в маленьком зале это было совершенно излишне.
Третий – вокально-хореографическая фантазия на жгучие испанские темы. Музыкальная основа – композиции Альбениса, Де Фальи, Обрадорса, Родриго и Гарсия-Лорки, а также кастильские, андалузские и сефардские народные песни.
Знойные мотивы пиренейской культуры во всем ее многообразии были на равных представлены вокалом, ударными, фортепиано и хореографией: сопрано Мария Ария и Наталия Дубровская, объединенные в вокальный дуэт «Аве Мария», а также пианистка Наталья Коршунова и танцовщица фламенко Ольга Пшеницына создали неповторимую атмосферу далекой прекрасной страны, ее невероятной музыкальной культуры. Яркие краски – как музыкальные, так и в костюмах артисток, сочетались с огнедышащим танцем и чудесными видеопроекциями с чарующими видами Испании.
Но доминантой всего долгого вечера (марафон длился пять с половиной часов), безусловно, оказалась единственная опера – вечный шедевр Джованни Баттисты Перголези, великого композитора неаполитанского барокко.
«Служанку-госпожу» играют на «Зимнем пути» уже не в первый раз. Но если до того исполнения носили антрепризно-проектных характер, были продуктом, созданным специально для фестиваля, то на этот раз Наталья Коршунова пригласила на свой музыкальный форум готовый спектакль. Его представил музыкально-драматический театр «Дельфис», совершенно новая институция, возникшая в столице только в прошлом году.
Режиссер Юлия Чудненко и сценограф Марина Волгина перенесли действие вечного сюжета в наши дни. На сцене – не то офис, не то квартира делового человека: на белых полочках расставлены и книги-справочники, и органайзеры, и прочие приметы времени.
Одеты герои в цивильную одежду – непритязательную, обычную, повседневную, а служанка Серпина так и вовсе ходит в цветастом халатике и кроксах – вылитая гастарбайтерша! По сути фабулы комической оперы перенос более, чем уместен – история на все времена. Что же касается музыки – узнаваемо барочной – то она, конечно, сугубый продукт своей эпохи, и ее звучание – очевидный контраст сценическому антуражу. Но из этого противопоставления, быть может, рождается новый смысл – подчеркивание вневременного характера сюжета о хитрой служанке и слишком доверчивом и вовсе не прозорливом хозяине.
Вместо театрального занавеса на авансцене – огромный белый планшет, в середине которого огромное, в человеческий рост отверстие в форме замочной скважины. Публика словно подсматривает за милой бранью Серпины и Уберто – вместе с немым слугой Веспоне, который предваряет каждую картину оперы вербальным вступлением «от автора».
Актер Владимир Квант, исполняющий роль комического помощника Серпины, обликом похож на самого утонченного и вечно юного Джованни Баттисту (каким мы знаем композитора по сохранившимся портретам), что дает действу особую краску. Очень забавно его преображение в вояку, которым пугает Серпина хозяина (что выйдет за того замуж): из вечно согбенного и услужливого лакея он вдруг пытается стать грозным и брутальным, но у него это не особо получается, и от того комичность ситуации становится еще большей.
В этой опере-дуэли вся соль – в динамично выстроенных отношениях хозяина и служанки. И режиссер поработала над рисунками ролей подробно и с фантазией. От этого действие получается живым и увлекательным, за героями очень интересно следить.
Тут не только «кухонные разборки», перерастающие почти в настоящую корриду, но и милое глазу преображение Серпины из служанки-дурнушки в сексапильную красавицу, и лирическое воркование героев, и много чего еще другого.
Актерские способности Марины Глазковой и Михаила Евтюхова на высоте – это настоящая комедия, где жесты выразительны, лица – говорящие, а мизансцены – полны находок и юмора! Стоит отдать должное и их вокальному мастерству – ясное и яркое сопрано Глазковой и сочный, грубоватый баритон Евтюхова создают необходимое звуковое напряжение, контраст во взаимоотношениях героев.
Ладный аккомпанемент поющим и играющим певцам-актерам создает инструментальный ансамбль в составе скрипки (Владимир Спектор), альта (Игорь Бурский), виолончели (Алла Питиримова) и фортепиано (Владимир Скоморохов) – к сожалению, речитативы идут под рояль, а не под положенный клавесин, но сильно это общей картины не портит.
14 марта 2021 г., "Новости классической музыки"