Когда человек познаёт Бога лишь умом, то вскоре наступает охлаждение к Богу
Часто приходилось по работе ездить из Краснодара в Симферополь, но ни разу не брал с собой попутчиков. Тут не мог не остановиться. Зима, мороз, батюшка в черном облачении, стоит и «не голосует». Останавливаюсь, понимаю, что ему со мной по пути.
Вначале молчание было неловким, чувствовалось напряжение с моей стороны. Хотя от отца Петра, как он себе назвал, инока при монастыре, чувствовалось спокойствие. Видно человек в Боге, да и рука в кармане, слегка заметное содрогание губ говорили о том, что молитва его непрестанна.
Разговорились, спрашиваю: «Почему, мол руку не поднимаете?» Отвечает, нам монашествующим нельзя, просить у людей. Ни еды, ни воды. Только у Бога, только к нему с просьбами о попечении. Даст – хорошо, нет — терпи.
А как раз рождественский пост был, ну, вот я к нему и с вопросами. Старался не надоедать, но о своем, наболевшем не мог не спросить.
«Батюшка, - говорю, - вот на путь стал, спасительный, сначала рвение было, горячее, радость от поста, благодать чувствовалось, а сейчас это чувство куда-то ушло.
Как-то читал, что когда человек познаёт Бога лишь умом, то вскоре наступает охлаждение к Богу. Но думал не про меня. Сейчас вижу, оно самое.
«Вы правы. Господь вначале пути человеку дает благодать Духа святого, от которого все дается легко – поясняет мне отец Петр. - Это как кредит. Сначала легко молиться, без труда ходить в храм, ноги сами идут. Чувство радости, полноты, полета. А потом отнимает. Чтобы человек сам потрудился. Но всем своим нутром, всеми своим чувствами, разумением, усилием воли».
- А я-то думал, раз поверил, значит уже и спасся.
«Нет, Бога умом познать это мало – замечает батюшка. - Для этого все силы души нужно подключить: и ум, волю, и чувства. Ум может составить неверное мнение о Боге. Не полное, недостаточное, а иногда ошибочное. Вот к примеру, мы можем много читать о растениях, но мы так никогда их до конца не поймем, пока не увидим их, не посадим, не будем заботиться об их росте. Так и Бога можно понять и познать только цельно. И умом, и чувствами, и волей.
«А чувства тут причем?» - продолжаю интересоваться я.
- Мыслительные процессы знают, что есть Бог, но человек может сколько угодно плавать в своих рассуждениях, пока на помощь не придут чувства. Ведь они помогают всматриваться в свою природу, в окружающий мир, который всем своим дивным устройством громко вещает о Божией премудрости и силе. Но и этого мало, чтобы приблизиться к Богу. Когда сердце горит, но не очищается от страстей, и с грехом продолжает дружить — вера бесплодна.
- А что же тогда?
- Страстей в нашем сердце много, они уже растворились в нас, стали второй природой. И только усилием воли можно принудить себя не останавливаться. Приходится, как бы идти против себя, против своих привязанностей, склонностей и привычек, а это всегда тяжело. Не случайно говорят: «Царство Божие силою берется». То есть участие третьей силы — воли.
Одним словом. Все взаимосвязано. Как в организме. Заболит один орган, болит все тело. Когда человек находится в рабстве у греха, воля его не только слаба, но и бессильна. Человек, не идущий к Богу или бросивший начатые попытки, становится еще более беспомощным, больным и отверженным Богом сосудом. Недаром и Спаситель сказал: «без Мене не можете творите ничесоже...
- Надеюсь на этом все?
- Почти. Воля тоже всегда своевольна. Но кода все сопряжено, и разум, и чувства и воля направлены к Богу, одной только оставляющей. Благодати Божьей. Без нее неосуществимо, не реально самостоятельно побороть греховные привязанности сердца.
Только усилием всех этих трех основ и благодати приближается к Богу, только любит его от всего сердца, всей душой, всем помышлением своим. А ряд благочестивых упражнений помогут ему в этом.
- Каких же?
- Ум должен упражняться в чтении слова Божия и писаний святых подвижников. Сердце наполняется возвышенными и святыми чувствованиями чрез посещение богослужения, слушания церковных песнопений. Познакомившись в чтении с подвигами великих христианских праведников, для этой же цели усилием воли человек избирает себе пост, уединение и вообще проходит делание заповедей Христовых, ибо этим врачуется душевная сила. А благодать Божия исцеляет.
- А что делать, чтобы всегда гореть?
- Без совершения Таинств этого не достичь. Только исповедь, частое Причастие и пребывание в состояние метанойя (то есть перемены ума, мысли, сопровождаемой сожалением; раскаянием) поможет ему опытно познать Бога, которое станет для самого человека ощутительным.
Делание каждого человека должно заключать в том, чтобы пребывать в молитвах, бдении, любить Бога и людей, не только самых ближних. И чем чище будет сердце человека, тем глубже будет общение с Богом, тем оно будет для человека ощутительнее.
А еще охлаждение бывает, от одного недоброго помысла. Вот подумал о человеке дурное, осудил, сразу благодать от Бога отходит.
«А дела – то делаете?» - вдруг, неожиданно, спрашивает отец Петр.
- Какие? – поинтересовался я. – «Голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, больного и заточенного посетить... Да где найти-то их? Мать у меня пенсию получает, ей хватает, родным вроде тоже есть что попить и одеть, да и в тюрьме у меня никого. Да и, вообще, есть от этого толк? Разве Богу это все нужно?
- Так страждующие и нуждающие в нашей помощи повсюду увидеть можно. Далеко не ходи. Вон старушка, сумку небось нелегкую несет. А вот молодой человек руку протягивает. А товарищ твой часом грустит – поддержать ведь можно, словом добрым обогреть. А может, какому дедушке продукты из магазина купить нужно. Поди никого у него нет. И толк, милый, есть в этом. Еще и какой. Душу-то любовью к другим спасть нужно. А дела милосердия как раз тебе самое и нужны. А без них, Бог быстро на второй план отодвинется. Ум, как ты говоришь, охладеет. Ни то, что молиться не захочешь — в храм ходить. Уже и в существовании Бога начнешь сомневаться. Наверно, уже начал.
Тут я задумался, а ведь и вправду батюшка говорит, как в воду глядит. И друг одинокий есть, все в гости зовет, а я всё отнекиваюсь. И матери забота нужна, участие, да хотя бы звонить чаще нужно. Да и дедушка у нас в подъезде старенький, давно вижу, не выходит. Зайти спросить, что ли к нему, может нужно что.
В общем, понял я – делами любви нужно доказывать.