Найти в Дзене

Как плодородное поле без возделывания не дает урожая, так и душа

Первое употребление понятия «культура» достаточно примечательно. Текст, в котором оно было употреблено, является древнейшим текстом на латинском языке, который дошел до нас. Это трактат Марка Порция Катона Старшего (234-149 гг.до н.э.) «О земледелии» - « De agri cultura » (160 г. до н.э.) - трактат, посвященный земледелию и уходу за полем.

Марк Порций Катон
Марк Порций Катон

Этот исторический прецедент оставил очень глубокий след в языковой культуре как европейских народов, так и в нашей культуре. Мы до сих пор употребляем понятие «агрикультура», «растительная культура», «культуры, выращиваемые на полях» и т. д. Т.е.этот прецедент первого употребления понятия «культура» до сих пор живет в нашем языке.

Первое употребление понятия «культура» в гуманитарном контексте принадлежит Марку Туллию Цицерону (106 — 43 гг. до н.э.), римскому мыслителю, оратору, литератору. В трактате «Тускуланские беседы» (конец 1450- начало 1460 гг.) он использовал выражение “cultura anime” - «культура души».

Марк Туллий Цицерон
Марк Туллий Цицерон

Цицерон описывает в трактате беседу, где один из собеседников указывает, что философы далеко не всегда ведут себя хорошо и может быто потому заниматься философией не очень полезно. На это другой собесебник (от лица автора) возражает: философией все равно заниматься необходимо: «Как плодородное поле без возделывания не дает урожая, так и душа. А возделывание души — это и есть философия ( culture animi auten philosophie est ): она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей (сеет, так сказать) только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай.» (Тускуланские беседы. Кн.11. О преодолении боли).

Это замечательный способ использования слова «культура», потому что, с одной стороны, здесь прослеживается метафора земледелия, а с другой стороны, ей придается совсем другой — неземледельческий - смысл. Т.е.возделывание души — это упражнение в философии. Впервые со словом «культура» связывается духовный смысл: за высказыванием Цицерона стоит почтенная традиция античной философии, которая понимала философию как упражнение, путь, который позволяет человеку от чувственного мира ощущений обратиться к миру духовному, миру идей. Мы впервые встречаем здесь современное использование понятия «культура», с которым связывается не только возделывание поля, но и возделывание души.

Такой контекст употребления слова «культура» в европейской традиции сохраняется необычайно долго, до 18 века он является доминирующим.