Найти тему
ТыжИсторик

Здравствуй моя Мурка... Кто же ты такая? Протокол № 2.

Автор: Дмитрий Р.

Первый куплет тут)

Итак, мы выяснили, что текст «Мурки» не совсем укладывается в канву среднестатистической блатной песни. В нём содержится некоторое количество серьёзных противоречий "воровскому ходу". Так, героиня песни авторитетная бандитка и при этом - любовница некоего уркагана, а пиком сюжетной линии является момент расправы уркаганов над бывшей товаркой, что совсем не характерно для блатной романтики.

Вообще, текст «Мурки» отличается огромным разнообразием вариантов, от объема (от 5 до 16 куплетов) до смены имени главного персонажа и поворотов сюжета. Появляются второстепенные действующие лица и сюжетные линии: уркаган, которому банда поручает убить Мурку и его самоубийство после исполнения задания; любовные отношения Мурки с одним из бандитов; раскаяние Мурки перед смертью; похороны Мурки; месть милиционеров за смерть Мурки и прочая, прочая, прочая.

Их придётся отбросить, ибо практически все эти детали привнесены в сюжет уже во второй половине ХХ века, в то время как выкристаллизовать изначальный, довоенный вариант песни весьма сложно, что даёт несколько разной степени достоверности гипотез генезиса произведения.

Достаточно интересной версией происхождения сюжетной линии песни может являться реальная история одесской сексотки Веры Гребенниковой, в 1919 году сдавшей ЧК скрывавшихся в подполье офицеров («Русский народный союз»), которых она предварительно соблазняла, получая таким образом ценные сведения об организации белогвардейского подполья. Часть подполья с её помощью было разгромлено ЧК, при том, что было физически уничтожено несколько десятков его членов. Знаменитая чекистка послужила прототипом Надежды Лазаревой из повести Валентина Катаева «Уже написан Вертер» (1979 г.) Она же послужила основой для развесистой белогвардейской клюквы о кровавой чекистке Доре, лично выпилившей в Одессе 700 человек. Но об этом, возможно, позже булкой похрустим.

Есть слабо обоснованная, но достаточно интересная версия о том, что имя «Мурка» (дериват имени Маша) могло возникнуть на волне романтизации дерзких участниц различных ураганивших по Украине в 19-20 годах банд. Исследователи отметили одну забавную деталь:

«На Киевщине действовала Маруся Соколовская — жена погибшего в бою повстанческого атамана Соколовского. На Полтавщине действовал конный отряд некоей «Черной Маруси», личность которой пока еще не удалось точно установить. Там же принимала участие в повстанческом движении Мария Хрестовая, сестра известного атамана Л.Хрестового, девушка, по описаниям очевидцев, обладавшая необыкновенной красотой. Наконец, в Харьковской губернии время от времени появлялся отряд Марии Косовой, представительницы антоновских повстанцев, главная оперативная база которых находилась в Воронежской губернии. Все перечисленные Маруси в тот или иной момент сотрудничали с Махно, и это сбивало с толку как свидетелей, так и многих исследователей. Одни из них принимали этих атаманш за М.Никифорову, так как твердо знали, что «Маруся» есть только у Махно, и эта Маруся есть Никифорова… другие считали, что «атаманша Маруся» — это просто народное прозвище, перекочевавшее из фольклора в плоскость реальной жизни. Однако при ближайшем рассмотрении действительно оказывается, что все самые известные украинские повстанческие атаманши, как это ни покажется странным, носили имя Мария…»
Г. Дубовис. «Романтическая история Марии Никифоровой»

Анархия - мать порядка! Картинка взята из открытых источников.
Анархия - мать порядка! Картинка взята из открытых источников.

Красиво, но гипотеза эта не бьётся фактологически, ибо как мы уже установили, героиня по имени "Мурка" появляется в тексте композиции уже в 30-ых, когда всех вот этих героических женщин уже благополучно забыли как незначительный эпизод минувшей войны.

Гораздо более интересный вариант - т.н. "Ленинградский". Его главная героиня - молодая сотрудница ленинградского УгРо Мария Евдокимова. В 1926 году девушку под личиной хипесницы, скрывающейся от преследования, успешно внедрили в главный притон лиговских налётчиков - трактир «Бристоль» подсобной работницей. Маша там примелькалась и уже через месяц вскрыла агента бандитов в ленинградской милиции.

Хипеснеца - дамочка, предлагающая жертве интимные услуги, а затем вымогающая с клиента деньги при помощи сообщника, играющего роль "внезапно вернувшегося мужа.

Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников

В ноябре 1926 года, ночь, сотрудники УгРо при поддержке военных нагрянули в «Бристоль». По результатам нежданчика на месте были ликвидированы пятеро бандитов, а порядка двух десятков сменили место жительства на "Кресты". Красивая история и героиня достойная. Чтож, имеем ввиду, хотя... Таки не Одесса.

Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников

Тут ещё следует обратиться к поздним, уже сильно послевоенным версиям песни, а точнее к её известному припеву с "Марусей Климовой" (это важно!). Я к тому, что в ранних вариантах никакой гражданки Климовой нет от слова совсем. А проникала она в текст из жанра "эстрадных куплетов". Помните Велюрова?) Так вот, к началу 30-ых таких вот куплетистов по стране колесило в количествах.

"В кумирах ходил и артист-трансформатор Гущинский. Особенно его любили рабочие петроградских окраин. Куплеты для него писал Валентин Кавецкий. Гущинский распевал, а фабричные вторили ему хором:
Мура, Маруся Климова,
Ты бы нашла любимого.
Эх, Мура, ты мур-муреночек,
Марусечка, ты мой котеночек…»
Б.А. Савченко "Прошлое в тонах перламутра".

Отсюда, скорее всего следует, что появление прочно ассоциирующегося с песней припева про Муреночка-Климову следует отнести не ранее, чем к середине 30-х годов.

В целом, дериват Мура, Мурка в блатной среде был достаточно популярным и без помощи предмета нашего исследования. В таких, к примеру, известных в определённой среде блатных шедеврах, как «Мурочка Боброва», «Волны Охотского моря шумят»:

Волны Охотского моря шумят,
Пенной волной набегая.
Я вспоминаю твой стан, твой наряд,
Имя твоё, дорогая.

Белое платье твоё, как пена,
В зале шуршало, шумело;
Счастьем горели глаза у тебя,
Я обнимал твоё тело.

Тело, которое счастье сулит,
Чувство любви возбуждая;
Имя твоё в моём сердце лежит,
Мура моя дорогая.

Существует, однако, ещё интересная версия - т.н. "Московская". Как уже упоминалось ранее, к началу 30-х годов баллада о Любке/Маше перешагнула границы "города у моря" и с гиком ворвалась в кривые переулки столицы. Серьёзные исследователи криминальной среды (не то, что я) утверждают, что в 20 - 40-е годы «мурками» бандиты называли работников Московского уголовного розыска (МУР). Приводится и поговорка тех времён: «Урки и мурки играют в жмурки».

При чём тут МУР и Одесса, казалось бы? На этот вопрос ответ таки есть. Так, 08 февраля 1920 года части РККА полностью освободили Одессу от белогвардейцев и интервентов. Уже на следующий день в городе была создана Одесская губернская чрезвычайно-следственная комиссия (ОГЧСК) во главу которой был поставлен весьма неоднозначный деятель - бывший зам и только что назначенный председатель Одесской ГубЧК Б.С. Юзефович (Северный).

Но тут внезапно выяснилось прекрасное.

Председатель Центрального управления чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности (Цупчрезком) Украины В. Манцев вспоминал:

«местные ревкомы пытались исключительно своими силами организовать Губчека, они наталкивались на связь даже ответственных работников с некоммунистической средой, а следовательно, на непригодность их для работы в ЧК. Особенно ярко обнаружилось это явление в Одессе, где поспешное отступление наших войск летом 1919 г. застигло врасплох много партийных работников. Спасаясь от белого террора, некоторые из них вынуждены были пользоваться услугами уголовного элемента и после возвращения советских войск оказались в «долгу» у этих врагов советского строя. Одесские спекулянты и даже бандиты широко пользовались этой слабостью местных работников. Работа ОГЧСК то и дело стеснялась ходатайствами за отдельных арестованных. Нужно было прислать в Одессу новых решительных коммунистов, не связанных никакими «личными отношениями», и лишь тогда явилась возможность направить работу одесской ЧК на правильный путь».

Дзержинскому о ситуации в Одессе доложили и уже в марте товарища Юзефовича с должности снимают, а во главе одесской чрезвычайки встают прибывшие из Москвы С.Ф. Реденс и М.А. Дейч. Можно с полной уверенностью говорить о том, что ряды одесской ЧК пополнили и рядовые сотрудники из Москвы, о чём и резюмировал Манцев в своих воспоминаниях: «направить работу одесской ЧК на правильный путь».

Хорошенько помацав сову и глобус, можно конечно сделать вывод о том, что одесские урки могли использовать имя "Мурки" для поименования агентессы МУРа в Одессе, но чего-то я сомневаюсь. В первую голову потому, что сведений о вливании в состав Одесских ЧК или УгРо именно МУРовцев отсутствуют (привлекались кадры Московской ЧК и ВЧК). А это, по спектру выполняемых задач, несколько разные организации, хотя пересечения и случались. Такой вот коленкор.

Но! Наши въедливые сограждане за версию активно ухватились.

И тут! Внимание! Бинго!

Буквально лет пять-шесть назад в неведомых милицейских архивах была обнаружена учетная карточка капитана запаса МВД Марии Прокофьевны Климовой, 1897 г.р., уроженки г. Великого Устюга Вологодской области.

Мария Климова. Картинка взята из открытых источников
Мария Климова. Картинка взята из открытых источников

Вбросив карточку в интернет, "исследователи" не удосужились предоставить конкретные доказательства службы "Мурки в кожаной тужурке" в Одессе (я писал в один одиозный аккаунт ЖЖ, который указывают как первоисточник, но в ответ - тишина). Личного дела подозреваемой сотрудницы как не было, так и нет.

Божечки мои, вы себе не представляете, что за эпический бред обнаруживается в этих ваших ЖЖ!)) Бессимптомных носителей интеллекта тогда славно бомбануло) Примерно так:

"Мурка», Маруся Климова, сотрудница ЧК, врач, внедренная в банду для устранения вора «Бриллианта» по предложению Дзержинскому Федором Мартыновым (устранившим вора Яшку Кошелька, который угнал у Ленина автомобиль). Кстати, слова в песне «прибыла в Одессу» ошибочно понимают, как «банда из Амура», так как смысл этих слов «банда из-за МУРа».
Автор этой песни - Яков Давыдов, который так же написал «Гоп со смыком», «Цыпленок жареный» и «Бублички». Мотив мелодии взят из еврейской песни «Шурка». Заехавшая в Одессу под видом гастролеров от Батьки Махно группа чекистов, смогла внедрить Климову к Бриллианту, который был слаб на женский пол. Но вскоре Климова вошла в роль воровки, перестала выходить на связь и начала свою игру, результатом которой стала крупная заваруха.

Она замутила с другим вором, Чревенем и Бриллиант начал перестрелку из ревности, когда он с друзьями зашел в кабак («раз пошли на дело, выпить захотелось»). «Здравствуй, моя Мурка и прощай» означало три пули, которые она получила от Бриллианта - в грудь, голову и руку («Маруся Климова, прости любимого»). Но она выжила. На месте перестрелки двух банд нашли 20 трупов. Сама Мурка исчезла."
Из уютненького.

Без комментариев.

По мотивам упражнений впечатлительных граждан в те же чудные времена даже сериал забабахали, силами Первого канала, но без прачечной, ага. Глянул случайно на досуге, что и сподвигло на сей опус, ибо одному бухать со скуки при просмотре этой ненаучной фантастики, - грустно. Теперь вы тоже знаете. Вот и живите с этим.)

А! Ещё коммерсанты памятник на родине героини воздвигли. Рукотворный, ага. На кнопочку нажимаешь - "Мурка" играет. Так-то)

Памятник в Великом Устюге. Картинка взята из открытых источников.
Памятник в Великом Устюге. Картинка взята из открытых источников.

А у меня всё. Дело закрыто... Висяком!

Желаете поддержать дальнейшие вивисекции легенд и мифов России-матушки и забугорных местностей - смело ставьте лайк и подписывайтесь на канал!