В последнее время, и особенно после издания перевода на чешский язык моего перевода "Велесовой книги" и продвижения её также в университетское образование в Словакии, Польше и Словении, меня стали спрашивать: а подтверждает ли она очень популярную на Западе версию, будто те славяне и не славяне вовсе, а ославяненные кельты...
Эту версию усиленно продвигают там в университетах, школьных программах. И она имеет явную политическую цель — ещё более разделить славянский мир...
По этой причине мне эта версия вовсе не по душе, однако будем по возможности беспристрастны... В конце-концов и против кельтов я ничего не имею. И в России много поклонников кельтской культуры, и в этом отношении мы от западных славян ничем не отличаемся...
Тайны начальной истории западных славян.
До сего времени начало славянской истории почиталось сокрытым, но ныне с обретением «Велесовой книги» — древнейшей славянской летописи, начертанной волхвом Ягайлой Ганом на берёзовых дощечках в IX веке н.э. — положение стало существенно иным. Приподнялась завеса, скрывающая первые века истории всех славянских народов.
Уже само имя и происхождение волхва Ягайлы Гана, создателя «дощечек» уводит нас в земли западно-славянские. Согласно «Велесовой книге», род его происходит из Старгорода, города ободритов (ныне Ольденбург в Германии). Отсюда его род был изгнан франкским королём Карлом Великим, и он переселился в IX веке в Новгород-на-Ильмене.
В речи его сохранялись многие черты польской и чешской речи, что позволило некоторым исследователям его считать «пра-поляком». Род же его почитался родственным роду будущих литовских, польских, чешских, венгерских и хорватских королей Ягеллонов.
Итак, откуда же следует отсчитывать начало истории западных славян?
Согласно « Велесовой книге», история всех славянских родов, идёт от времён первых прародителей, от солнечных родов, исшедших с Крайнего Севера под водительством вождя и бога Солнца Яра, коего также именовали отцом Орем или Первым Арием.
Согласно сей родовой легенде, у первого родовича всех славянских родов были сыновья, возглавившие переселявшиеся пра-славянские племена. Сих князей-прародителей восточных, западных и южных славян звали соответственно: Кий, Щек (или Чех) и Горовато (или Хорват).
От прародителя Чеха (Щека) и ведут свой род все западные славяне, и, наверное, прежде всего — чехи.
Записана древнейшая родовая легенда волхвом Ягайло Ганом была в IX веке. И, очевидно, что она и её разновидности передавались и далее. Спустя три столетия она попала в знаменитую «Чешскую хронику» Козьмы Пражского, а затем в XIV столетии и в «Хронику Далимила». И Козьма Пражский и Далимил основывались не только на устных преданиях, но и на имевшихся у них летописях, подобных «Велесовой книге».
Важно обратить внимание на то, что в «Чешской хронике» Козьмы Пражского прародителя чехов именуют Богемус, от коего имени и произошло древнее имя Чехии — Богемия. И только в «Хронике Далимила» он отождествляется с прародителем Чехом. Давно уже отмечалось это несоответствие, и только «Велесова книга» теперь помогает разрешить его.
При разборе легенд о прародителях нужно всегда иметь в виду, что в них соединяются предания о многих прародителях и вождях народов. То есть речь идёт об «эпической ситуации», которая повторялась неоднократно в течении столетий, а часто также и в течении тысячелетий.
Имя же первого прародителя Чеха (или Щека) уводит нас ко времени изначального исхода славяно-арийских родов с древней Северной прародины. «Велесова книга» определяет это время, эпоху родовичей, как относящуюся к началу вращения «Коло Сварога», то есть события сей легенды разворачивались за 12 зодиакальных эпох до современной эпохи Рыб. Исходя из сих астрологических расчётов, «Велесова книга» и говорит о том, что сей изначальный Исход родов бога Солнца происходил «две тьмы», то есть 20 тысяч, лет назад, когда был «великий холод». Потом он повторился и в VII тысячелетии до н.э., тогда вёл роды уже внук Солнца Первый Арий, или Яр. Речь в этих легендах, очевидно, идёт о временах Великих Оледенений.
Потом имя сего прародителя стало династийным, его неоднократно принимали вожди переселяющихся славянских родов наряду с именами, данными при рождении.
К примеру, имя древнего праотца всех индоарийских народов Ария принял при новом переселении из степей южноуральского Семиречья отец Оседень, известный как по «Велесовой книге», так и по болгарской «Веде славян», где он носит имя Сада-король. Это переселение, согласно хронологии «Велесовой книги», происходило уже в I и II тысячелетии до н.э. и тогда славянские роды расселились на огромных пространствах Евразии от Урала и вплоть до Карпатских гор.
Именно тогда и появились в Прикарпатье первые славяне. «Велесова книга» именует всех сих прикарпатских славян именем «карпени»: «За тысячу пятьсот лет до Дира прадеды наши дошли до Карпатской горы, и там они жили спокойно, потому что роды управлялись отцами родичей, и старейшиной рода был Чех (Щек) из Арианы (от ариев)... (Род I, 4:1). Тут же мы начинали вспоминать о Карпатских горах. В то время наш род именовался — карпени. Те, которые стали жить в лесах, именовались по названию — древичи, а на полях мы назывались полянами» (Троян Пров:4).
Важно отметить, что до сего времени в западноевропейской исторической этнографии карпов причисляли к кельтам, но «Велесова книга» однозначно так именует карпатских славян времён общеславянского единства.
Знает «Велесова книга» и карпатских кельтов (род «кельчи»), который выступал в совместных со славянами походах против греков и римлян, а также иллирийцев, коих признает родственными славянам.
Обрисовывая жизнь карпатских славян до рубежа нашей эры «Велесова книга» вспоминает о пяти славянских родах, пришедших на Карпаты, которые управлялись тогда пятью князьями: «И вот после этих битв мы пришли к Карпатским горам, и там поставили над собой пять князей, и города огнищанские строили...». Видимо, речь идёт о чешских родах — о собственно чехах, а также и седличанах, лучанах, дечанах, пшованах, слезанах, лемузах, дулебов и иных. Главою же всех карпатских славян «Велесова книга» именует Щеком, который был избран на вече старейшинами и вождями всех родов.
Но Щек (Чех) — суть имя священное, его принимал князь, который становился вождем всех западнославянских родов, не только чешских, но и польских и венедских-ободритских, и также сербо-хорватских да и многих иных. Принявший сие имя князь как бы повторял на земле жизнь древнего прародителя, внука Дажьбога. Но у Щека, приведшего во II тысячелетии роды славян из Арианы к Прикарпатью, было и иное имя до того как он стал вождём всех родов славян.
«Чешская хроника» Козьмы Пражского, как мы уже упоминали, именует сего прародителя, остановившегося в чешских землях у горы Ржип, как Богемус. Но, очевидно, это латинизированная форма имени вождя-прародителя. «Книга Велеса» даёт для того же имени форму Бож, а также Бус. Это имя также является династийным. Праславянские и арийские князи с сим именем известны и в Среднеазиатском Семиречье (в IV веке до н.э.) и на Северном Кавказе (в IV веке н.э.). От сего имени происходит и, например, название реки Буг, а также (по Козьме Пражскому) древнее название чешской земли: Богемия.
Предполагается, что и старое название Братиславы — Пожонь происходит не от имени римского полководца Пизона, но также от сего первого князя Божа, или, быть может, его сына Божана. Известен и живший в IV веке н.э. сын Буса — Боян, который слагал свои гимны в сих местах...
Древние богемцы — кельты или славяне?
Ныне свидетельство Козьмы Пражского редко принимается во внимание и чаще всего древнее название Чехии — Богемия производят не от имени прародителя чехов, а от название племени бойев, коих современные историки и археологи признают кельтами. Но так ли это?
Кельты и в самом деле жили на обширнейших пространствах Средней Европы, в том числе на Карпатах и в Подунавье. И в I-ом тысячелетии до нашей эры они занимали южные склоны Карпат, то есть земли современной Словакии. Речь идёт о родах котинов — бесспорных кельтов. Кельтской ныне признаётся культура «дунайских курганов». Славянской же почитается только археологическая культура «полей урн», или «лужицкая», захватывавшая часть польских и чешских земель в I тысячелетии до н.э.
Отличная по ряду признаков от этих культур латентная и гольштатская принадлежит пра-чешскому роду бойев. Боев ныне принято причислять к кельтам, но основания тому зыбкие, ибо археология не даёт однозначный ответ об этнической принадлежности той или иной культуры. Она даёт только общую картину распространения схожих археологических находок. И как мы отмечали, «карпени», кои до сего времени почитались кельтами, в действительности оказались славянами (по данным дощечек «Велесовой книги»). То же можно сказать и о роде боев.
Само имя этого рода вполне может толковаться из славянских языков как «воин». Другое имя сего рода, известное в латинской транскрипции — «галаты», сей род боев с Карпат ушёл в Малую Азию и там основал Галатию. Причём сих «галатов» одни учёные почитают кельтами, а иные фракийцами. Кстати, это один из корней евреев, о коем теперь почему-т совсем не поминают, хотя в ихней культуре немало кельтского, на мой взгляд...
Однако в «Велесовой книге» и другом древнем славянском памятнике «Бояновом гимне» (IV века) это имя толкуется как карпатская «голядь», или «голяды». И говорится о сём роде следующее: «голядь родня родови русов». Сей род как под именем голядь, так и под именем боев известен не только в Карпатах, но и на Украине (украинские «бойки»), также в землях Древней Пруссии, да и потом на Руси. В средние века голяди жили также и под Москвой у Можайска.
Корень сего рода очень древний, и, возможно, он уходит к этрускам и пеласгам, коих многие исследователи почитают пра-славнами. И эта теория получает ныне всё новые подтверждения (хоть и не является однозначно решённой). В древности бойи жили в землях от Карпат до Северной Италии, то есть именно в землях этрусков. Известно, что в IV веке до н.э. они перешли Альпы и вторглись в Италию, доходили и до Рима.
Столицей бойев по латинским источникам был город Будорис (окончание «ис» явно нарощено латинянами). Сей город располагался у современной деревни Страдонице близ Праги. И как тут не заметить, что Буса (Божа), прародителя и первого вождя, «Велесова книга» так и именует Будор (или Будырь). Это имя значит «пробуждённый», «будитель». А имя его может также толковаться, как Будо-рос... Нет никаких оснований почитать его кельтским, не смотря на его переменчивую судьбу и во многом трагичную древнюю историю...
Земли Богемии, пережившие расцвет во времена первых походов на Рим, со II века до н.э. стали сами подвергаться нападениям. Так, во II веке до н.э. в земли Богемии вторглось германское племя кимвров, а в 60-х годах I века до н.э. кельтское племя гетов подвергло земли бойев страшному опустошению, так что долгое время их называли не иначе как «бойская пустыня».
Кстати, такая война межу гетами и бойями также свидетельствует против кельтского корня «бойев». Если бы одни кельты в сей земле сменили других, то Богемию римляне не стали бы именовать «бойской пустыней», вряд ли бы они отличили одних кельтов от других в таком случае.
Завершили разгром бойев германские племена маркоманов и квадов под водительством короля Маробода, который на месте столицы бойев Будороса основал город своего имени Маробудуум. Интересно отметить преемственность в имени столицы, а также то, что в славянских языках «мара», значит «смерть», и так имя города становится символичным.
То есть уже самая ранняя история богемцев (да и вообще всех западных славян) ставит под сомнение их кельтское происхождение... Ну, а дальнейшие переселения племён внутри славянского мира, особенно во времена Великого Переселения народов, вообще сводит эту теорию на нет. Можно с уверенностью утверждать, что кельтской крови в тех родах крайне мало. Я бы даже сказал, что германское влияние на те роды гораздо более заметно... И потомков тех же кельтов, изгнанных из сих мест, я бы скорее поискал на Русской равнине, даже в Подмосковье (где немало типично кельтской топонимики), сюда кельты и уходили от войн...
Но, впрочем, не спорю, земля западных славян — это и в самом деле бывшая кельтская земля, как и вся Средняя Европа. Кельтов, как прежних владык сих земель, помнит и "Велесова книга". И она могла сохранить в себе кельтский дух... Донести до нас и эхо высокой кельтской культуры...
***
Читайте книгу Александра Асова «Венок сказаний о Владыках звёзд" ("Мифы славян") на сайте AUTHOR TODAY. Регистрируйтесь на сайте и подписывайтесь на новые книги!
+++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".