Недавно натолкнулся на ютубе на видео, в котором известный российский мастер рукопашного боя Радиф Замалиев беседовал с легендарным каратистом и каскадером Тадеушем Касьяновым. Ему уже 82 года. Он сидел во дворе многоквартирного дома на лавочке с тростью, разговаривая со своим бывшим учеником о единоборствах. Одновременно скромный и уверенный пожилой мужчина, с грамотной речью, одного взгляда на которого достаточно, чтобы понять: вот он, человек старой закалки. Смотреть и слушать – одно удовольствие. Жаль только, подумалось, что таких людей почти не увидишь нынче по телевизору, а только на ютуб-каналах подвижников единоборств.
Тадеуш Касьянов вместе со своим учителем карате Алексеем Штурминым относится к числу родоначальников восточного боевого искусства в СССР. Познакомившись с карате в 1969-м, он затем многие годы вносил большой вклад в популяризацию и развития этого вида единоборств.
В различных интервью Касьянов вспоминал, что в молодости довольно часто попадал в различные уличные переделки. Драться приходилось много, особенно на улицах послевоенной Москвы в начале 1950-х годов. Чтобы уметь постоять за себя, 15-летний Тадеуш записался на секцию бокса и уже через четыре года выполнил норматив мастера спорта СССР.
После знакомства с карате, где во главу угла поставлена духовная составляющая, и уж потом – физическая, он стал более сдержанным и спокойным. Вывести его из себя стало уже сложнее, чем в чисто боксерский период жизни. Медитации, работа с мыслями, эмоциями давали свои положительные плоды. Но бывают, конечно, ситуации, когда никакая выдержка уже не спасет и, если ты можешь сильно и быстро бить, то надо бить. И другого не дано.
Дело было в 1977 году. 38-летний Касьянов возвращался на поезде с женой со съемок легендарного остросюжетного фильма «В зоне особого внимания», где он выступил в роли каскадера, дублируя главных героев кинокартины в исполнении актеров Бориса Галкина и Михая Волонтира. В соседнем купе расположилась группа поддатых ребят, человек пять. И что-то они позволили себе в адрес супруги каратиста (что именно – история умалчивает). Но, учитывая как вывело это из себя Касьянова, – что-то серьезное.
Боксерокаратист бил очень сильно и наповал: шансов у ребят, несмотря на многократный численный перевес, практически не было. На улице, где есть возможность подкрасться к герою-одиночке сзади, пока он возится с другими, и огреть чем-то по голове, может, шансы и были бы. Но в условиях замкнутого пространства, где мастер может прикрыть спину и спокойно сделать свое дело, неискушенным в единоборствах людям попасть под такого бойца как Касьянов, это почти тоже самое, что попасть под танк. Под танк с пудовыми кулаками, отправляюшими спать с одного-двух ударов.
Касьянов и отправил. Трое распластались в глубокой отключке, а еще двое с поля боя бежали. Пострадавших ребят вскоре пришлось снимать с поезда медикам. Что там с ними стало потом – история опять-таки умалчивает, но хочется надеяться, что ничего особо серьезного.
Любопытно, кстати, что Касьянов высказывается резко против такого популярного нынче направления боевых искусств как смешанные единоборства. Он называет их боями без правил. Заслуженный мастер считает. Что в таких поединках бойцы нередко получают непоправимый урон здоровью, особенно в случаях, когда спортсмен оказывается в нокдауне, а оппонент наскакивает на него и добивает. Тут хочется мастеру если не возразить, то высказать мнение, что тот же профессиональный бокс заметно опаснее в плане вреда для здоровья спортсменов, чем смешанные единоборства. В боксе продолжительность боя гораздо дольше, и ударов, которые бойцы получают в голову, намного больше. А в смешанных единоборствах спортсмены зачастую много времени проводят в партере, и их головы отдыхают от ударов. Но это так, к слову.
А Тадеушу Рафаиловичу хочется пожелать только здоровья и долгих лет.