Всем привет!
Не знаю, как в Вашем городе, а в нашем, провинциальном, зима – это период, когда во многих дворах появляются автомобили-"подснежники". Примерно как на фотографии ниже:
Оставим за скобками ситуации, когда владелец физически не в состоянии водить автомобиль (уехал на вахту, попал в больницу и т.п.), а рассмотрим исключительно в практической плоскости последствия, которые могут проявиться по весне после зимнего многомесячного стояния автомобиля в сугробе.
Последствия для двигателя
Главный агрегат автомобиля – это, безусловно, двигатель. И есть как минимум две веские причины не допускать длительных простоев автомобиля, причем не важно – на улице хранится автомобиль или в гараже.
Первый аспект кроется в состоянии моторного масла. При постоянной эксплуатации автомобиля, согласно регламенту, замена моторного масла должна проводиться раз в 15 тысяч километров пробега (в некоторых случаях, например, Тойоты – раз в 10 тысяч километров) или раз в год. Почему? Потому что со временем происходит процесс окисления моторного масла атмосферным воздухом. Среди стимулирующих факторов указываются следующие:
- температурный фактор (при увеличении температуры происходит увеличение интенсивности процесса окисления)
- влияние металлов, из которых изготовлен двигатель
- влияние воды, которое поступает в двигатель с нагнетаемым воздухом
И если в случае работы двигателя без длительных (многомесячных) простоев процесс окисления хоть и идёт, но, тем не менее, сам рабочий флюид находится в состоянии постоянной текучести. В случае бездействия автомобиля окислительные процессы (которые неминуемо стартуют как только моторное масло вошло в соприкосновение с кислородом после его выливания из герметичной канистры) в масле начинают образовываться побочные продукты реакции – спирты, альдегиды, смолы, асфальтены и др. В результате, после «зимовки» субстанция, которая находится в двигателе, может, конечно же, формально называться моторным маслом, но, по факту, это многокомпонентный раствор, который может вывести из строя двигатель, если начать эксплуатировать автомобиль без замены моторного масла, на том, которое было в двигателе во время зимнего стояния в сугробе.
Еще одна составляющая моторного масла – это антикоррозийные добавки, поэтому при постоянной работе двигателя такая проблема как коррозия элементов двигателя не имеется. Но ситуация разворачивается на 180 градусов, когда машина стоит. Коррозия может образовываться, в том числе, и на стенках блока цилиндров. Поэтому, на мой взгляд, верный путь к существенному уменьшению ресурса двигателя – это организовать ему многомесячный простой.
Последствия для тормозной системы
Здесь, опять же, вопрос можно разделить на две части – механический и «жидкостной». И если с механической стороной вопроса ни у кого, я думаю, возражений не возникает (например, коррозия тормозных дисков), то состояние тормозной жидкости после длительного простоя автолюбителями может игнорироваться. По замене тормозной жидкости тоже есть свой регламент – в первые три года эксплуатации нового автомобиля тормозная жидкость меняется раз в 3 года, далее – каждые два года (регламент для автомобилей марки Volkswagen). Опять же, почему так? Потому что в тормозной жидкости также происходит «накопление» воды (в силу абсорбционных свойств тормозной жидкости), что приводит к ухудшению её эксплуатационных свойств и, как следствие, повышенного риска попасть в ДТП из-за плохо работающей тормозной системы. Когда в тормозной жидкости появляются фракции воды, то при определенных температурах в тормозной системе начинают появляться пузырьки газа (вследствие снижения температуры закипания жидкости), это приводит к образованию воздушной пробки в тормозной системе. И в этот момент этот автомобиль уже становится практически не реагирующим на педаль тормоза...
Старение элементов автомобиля, содержащих резину
Машина – это еще и сложная система различного рода соединительных патрубков и других резиносодержащих элементов. И если от старения уплотнительной резинки дверей еще как-то можно отмахнуться, то от старения приводных ремней и сальников уже так просто не отмахнуться – снова можно столкнуться с капитальным ремонтом двигателя. Поэтому если уж машина осталась в сугробе по независящим от Вас, владельца, причинам, то обязательно нужно проинспектировать абсолютно все, доступные взгляду, резиновые элементы на предмет наличия микротрещин. Думаю, будет неприятно, если потечет какой-нибудь уплотнительный сальник.
Деградация аккумулятора
И еще один элемент автомобиля, который крайне отрицательно переносит длительные простои – это аккумуляторная батарея. Почти все бюджетные модели аккумуляторов с точки зрения продолжительности эксплуатации негативно переносят глубокий разряд, поэтому если уж захотелось оставить автомобиль на «зимние» каникулы, то не забудьте снять аккумулятор.
Вот, наверное, и все лежащие на поверхности основные эксплуатационные дефекты, которые могут проявиться после длительного простоя автомобиля и которые необходимо учитывать, принимая решение эксплуатировать автомобиль лишь летом.
Но отдельно стоит упомянуть современные автомобили, такие как, например, этот:
Если у старенького ВАЗа описанные выше проблемы будут исчерпывающими, то для более-менее современного автомобиля "сугробная" жизнь чревата проблемами и по электронике. Электрическая проводка, множество датчиков, блоки управления и т.п. И в случае ремонта можно потратить гораздо большую сумму по сравнению с зимней эксплуатацией автомобиля.
Не говоря о том, что если каким-то образом в салон попадёт снег и его вовремя до потепления не вымести или весной, опять же, вода попадёт в салон, то всё это чревато и плесенью в салоне. А здесь уже других вариантов кроме как побыстрей продать такой автомобиль - нет.
Другие мои статьи
Моя аргументация в пользу того, чтобы не использовать личный автомобиль при температурах ниже -30
О мифах: "холодный пуск" двигателя существенно сокращает его ресурс
Нужен ли автозапуск по температуре? Вносит ли он вклад в уменьшение ресурса двигателя?
С уважением, Юрий (kua1102)