Как и любой писатель, особенно начинающий, Стивен Кинг черпал вдохновение и образы не только из популярных комиксов, фильмов, но и из собственной жизни. Например, в мемуарах он вспоминал девочек, которые были изгоями класса, – впоследствии их история оказала влияние на написание романа «Кэрри». Будучи студентом, Стивен подрабатывал на фабрике и удивлялся полчищу крыс, обитавших там, что нашло отражение в рассказе «Ночная смена». Кинг начал писать с самого юного возраста. Сперва это были неуклюжие рассказы – попытки повторить любимого Говарда Лавкрафта. Вскоре его проза перешла на новый уровень, расширив само понятие ужаса и обогатив его жанрово. И сегодня Стивена Кинга можно смело называть королем ужасов. Предлагаем вспомнить пятерку самых нашумевших экранизаций его произведений.
1. «Оно»
Режиссер – Андрес Мускетти, США – Канада, 2017 год
Недавно общественность снова заговорила о Кинге. Конечно, связано это с премьерой фильма «Оно» (справедливости ради отмечу, что в 1990 году роман уже был экранизирован, однако широкой популярности фильм не приобрел). Вокруг же работы Андреса Мускетти было много шумихи, о ней не знает разве что ленивый. Зрители разделились на тех, кто с пеной у рта доказывает гениальность картины, и тех, кто вполне резонно и небезосновательно признает, что есть недочеты.
Начну с того, что время действия в фильме сместили почти на 30 лет, тем самым максимально актуализировав события. Образ клоуна Пеннивайза в исполнении Билли Скарсгарда очень яркий и запоминающийся, от его взгляда и впрямь стынет кровь в жилах. Вообще к эстетической стороне нет вопросов: картинка сочная, динамичная – во многом благодаря стараниям гримеров и декораторов. К плюсам можно отнести юмор, который поначалу вызывает недоумение, потому как вполне взрослые шутки произносят дети.
Фильм получился неровный: первая часть, где зло тихо притаилось в канализации и ждет, явно сильнее второй части фильма, в которой монстры неистово гоняются за детьми. Причем ожидание ужаса действует сильнее, чем появление в кадре кукольных монстров.
Режиссер сделал ставку на музыку – и как только она усиливается и становится зловещей, понимаешь: сейчас выскочит какая-то бяка. Беспроигрышный вариант, не так ли? Но далеко на этом трюке не уедешь. Фильм показался излишне затянутым, хотя и сама книга толщиной в четыре пальца тоже временами «провисает», но, как говорится, «из песни слов не выкинешь». Вполне объяснимы мотивы Андреса Мускетти не включать в фильм сцену группового изнасилования – кино ориентировано на широкую публику, это не Ларс фон Триер все же.
Несмотря на некоторые купюры, в фильме наиболее полно раскрыта тема детских страхов. Кто-то боится клоунов, кто-то – мертвецов, а кто-то – старухи из картины. Пеннивайз питается детскими страхами и приобретает облик того, чего они страшатся.
Говорят, что сложнее всего работать с животными и детьми, однако молодые актеры удачно справились со своими задачами. Особого внимания заслуживает исполнительница роли Беверли Марш – София Лиллис. Порой казалась, что это она – главарь банды Неудачников – настолько ее героиня выглядела ярко по сравнению с остальными. Благодаря общим стараниям получилось местами страшное, местами смешное кино.
2. «Сияние»
Режиссер – Стенли Кубрик, США – Великобритания, 1980 год
Ну кто не видел «Сияние» с потрясающим Джеком Николсоном? Мистический хоррор, где отец семейства сходит с ума в стенах отеля, а его жена и сын пытаются как-то выжить в этом безумии, знаком всем. Отзывы фильм получил неоднозначные. Более того, сам Стивен Кинг был явно не в восторге и от выбора актеров, и от места действия, и от финала.
Венди (Шелли Дювалл) была слишком истеричной (что неудивительно, ведь сам Кубрик специально доводил ее на съемочной площадке), сын Дэнни (Дэнни Ллойд) – слишком аутичным, ну а Николсон, как хороший актер, все вытянул. Хотя не обошлось и без камней в его огород. Кинг считал Джека, которого и сыграл Николсон, слишком ненормальным с начала фильма, а ему хотелось показать, как безумие постепенно овладевает человеком.
Справедливы нарекания в излишней затянутости сюжета, в его медленном развитии. Львиную долю в фильме занимает беготня родственников друг за другом, а не раскрытие характеров. Из-за этого мотивы героев не всегда ясны. Для большего саспенса Кубрик ввел образ двойняшек, эдаких милашек в передничках, которые периодически появляются перед Дэнни.
В фильме не было животных из деревьев, но был лабиринт, в котором герои скрывались от Джека. А самое главное отличие – смещен основной смысл: зло не в отеле «Оверлук», оно в Джеке изначально. Кубрик не верил в действие потусторонних сил, зато верил в патологические изменения психики. И появление двойняшек, моря крови и посетителей отеля как раз, по задумке режиссера, обусловлено больным сознанием главного героя. Такие дела…
3. «Зеленая миля»
Режиссер – Фрэнк Дарабонт, США, 1999 год
«Зеленая миля» – это не ужастик в привычном для нас смысле, это драма человеческой души. В самом начале с опаской (да что уж тут – с негодованием) относишься к заключенным камеры смертников и с не меньшим подозрением наблюдаешь за чернокожим великаном Джоном Коффи (Майкл Кларк Дункан), которого обвиняют в изнасиловании двух девочек. А после пристально смотришь в его наивные глаза, слышишь его детскую просьбу не выключать на ночь свет и понимаешь: ну не мог этот человек совершить такое преступление – ум нужен более изощренный, нутро – погаже.
А тут душа ребенка, душа светлого человека. И весь трагизм ситуации в том, что никакой он не убийца-насильник, не палач, а жертва обстоятельств. Помимо точной актерской игры Майкла Кларка Дункана, привлекает работа Тома Хэнкса, именно от имени его персонажа – начальника тюрьмы – ведется рассказ. Справедливый чуткий босс, который не позволяет ни себе, ни другим надзирателям плохо относиться к заключенным.
Не хочется через запятую перечислять достоинства или искать недостатки этого фильма. Есть вещи, которые признаны шедеврами, и оспаривать это как минимум глупо. И если вас до слез не способна растрогать история невиновного человека, что-то с вами не так.
4. «Побег из Шоушенка»
Режиссер – Фрэнк Дарабонт, США, 1994 год
«Некоторых птиц в неволе не удержишь. Их перья слишком яркие. И когда они улетают, часть тебя понимает: нельзя держать их взаперти». «Побег из Шоушенка» – еще один отличный фильм, в котором место действия – тюремные застенки. Бывший банкир и уважаемый человек Энди Дюфрейн якобы убивает жену и ее любовника, за что получает пожизненное заключение в тюрьме «Шоушенк».
Но есть то, что роднит тюрьму и свободную жизнь: иерархия в отношениях, подлые жулики и порядочные люди, и неважно, в чем они ходят – в форме надзирателей или в тюремной робе. Энди в исполнении Тима Роббинса – волевой, целеустремленный человек, который, несмотря на удары судьбы, стремится к свободе. Поддержку он находит в лице заключенного Рэда (Морган Фримен), мудрого наставника поначалу и соратника впоследствии. Кстати, именно Фримен посоветовал на роль Энди Тима Роббинса.
«Побег из Шоушенка» – это гимн жажде жизни, несгибаемому характеру и воле. Чтобы выбраться на свободу, Энди пришлось в течение 20 лет долбить тюремную стену и проползти по канализационной трубе. А кто сказал, что все достается легко? Тем более когда на кону свобода. Но не всем она нужна…
Когда почти всю жизнь проводишь в тюремных стенах, просто не понимаешь, что делать на воле. Ярчайший пример – история с Бруксом (Джеймс Уитмор), который отсидел 50 лет, а по освобождению наложил на себя руки. «Побег» – наиболее оптимистичная экранизация текстов Стивена Кинга, в ней нет места ужасу и страху, в ней царствуют надежда и вера в человека.
5. «Кэрри»
Режиссер – Брайан де Пальма, США, 1976 год
История о тихой забитой девушке, обладающей даром телекинеза, стала первой экранизацией произведений Стивена Кинга. Кэрри (Сисси Спейсек) – главная героиня фильма – постоянно находится под прессингом, со всех сторон ее третируют: дома – набожная мать (Пайпер Лори), в школе – одноклассники. И вместо нормального подростка Кэрри становится «белой вороной», зашуганной и мрачной.
Наверное, в каждом классе есть ребенок, над которым издеваются, которого недолюбливают. Дети в подростковый период бывают очень жестоки, а их изощренный ум подсказывает такие мерзкие поступки, от которых волосы встают дыбом. Пример тому – одна из сцен: преобразившаяся Кэрри, которая стала общительной и приятной, успела очаровать не только половину своих школьных товарищей, но и красавца Томми Росса (его роль исполнил Джон Траволта, между прочим), приходит на бал, где происходит непоправимое: на нее с кавалером выливают бочку свиной крови – наряд испорчен, настроение тоже.
Актриса Сисси Спейсек сумела точно передать этот обескураживающий момент, ее Кэрри так потрясена, что из ангела превращается в настоящего демона. Актриса сумела передать гнетущую атмосферу и взрыв эмоций, когда, как говорится, накипело. Страсть и годами скрываемая обида вырвались наружу – и все получили то, что заслужили. Правда, и сама Кэрри жестоко поплатилась за свой поступок.
Фильм смотрится на одном дыхании, конечно, во многом благодаря солирующей Сисси и работе режиссера. Брайан де Пальма в фильме использовал разные спецэффекты: замедленная и обратная съемка, разблюренность кадра и др. Именно с его легкой руки началась повальная экранизация книг Стивена Кинга, у кого-то это выходило лучше, у кого-то – хуже …
Текст: Анна Андреева