На рубеже XIX - XX веков эскадренные броненосцы являлись главной ударной силой во всех флотах мира. К началу войны Порт-Артурский отряд броненосцев насчитывал 7 кораблей. Из них 5 броненосцев были построены на отечественных верфях (3 - типа «Петропавловск» и 2 - типа «Пересвет»); два броненосца являлись «иностранцами», построенными в США и во Франции. Командующим отряда броненосцев являлся сам командующий эскадрой; младшим флагманом (держал свой флаг на броненосце «Пересвет») - адмирал П.П. Ухтомский.
Балтийские однотипные броненосцы «Петропавловск», «Полтава» (оба вступили в строй в 1899 г) и «Севастополь» (1900 г) прибыли на Дальний Восток в 1901 году и составили ядро российских броненосных сил Тихого океана, которое в последующем пополнялось более новыми кораблями.
На момент закладки (1892 г) проектные корабли типа «Петропавловск» являлись одними из лучших броненосцев мира, однако из-за долгой постройки к моменту вступления в строй они в значительной степени устарели, и уже не совсем соответствовали требованиям современного боя. В первую очередь это касалось двигателей: данные корабли развивали максимальную скорость всего в 15,3 узла; лишь имевший два дополнительных котла более новый «Севастополь» мог дать 16,3 узла. Из-за этого корабли типа «Петропавловск» оказались самыми тихоходными броненосцами Дальнего Востока (броненосцы Японии имели скорость в районе 18 узлов). Несколько отставали от кораблей будущего противника «Петропавловск» и его «систершипы» так же и по дальности плавания: русские броненосцы 10-узловым ходом проходили 3.750 миль, а японские – 4.000-4.500 миль. Долгая постройка этих кораблей сказалась так же на типах и толщине их бронирования – за это время появились новые виды брони. Соответственно, на строившемся первым «Петропавловске» установили броню никелевого типа, на «Полтаве» - более новую и крепкую гарвеевскую, а на последнем «Севастополе» - новейшую и самую крепкую на тот момент крупповскую. Соответственно, толщина более слабой брони «Петропавловска» достигала по поясу 305-406 мм, а на двух других броненосцах (без потери ее стойкости) – только 254-368 мм. Бронирование надстроек было одинаковым на всех трех кораблях: башни и барбеты 254 мм, рубка 229 мм, палуба 51-76 мм. Основная артиллерия каждого броненосца этого типа состояла из 4х12-дм (305-мм) и 12х6-дм (152-мм) орудий; кроме того на кораблях стояло по 40 «противоминных» пушек малых калибров (47-мм и 37-мм). Эти «мелкашки» не играли никакой роли в эскадренных сражениях, однако они не раз помогали отражать ночные атаки японских миноносцев; а на заключительном этапе осады Порт-Артура японской армией эти легкие пушки были сняты с кораблей и переданы на сухопутный фронт. И уж совсем бесполезным грузом на тяжелых броненосцах оказалось минно-торпедное вооружение (на кораблях этого типа стояло по 6 торпедных аппаратов и помещалось по 50 мин заграждения): медлительные маломаневренные корабли просто не могли применить это оружие в бою.
В 1902 году на Дальний Восток прибыл новый броненосец «Пересвет» (вступил в строй в 1901); а в 1903 – однотипный с ним «Победа» (в строй в 1902 г). В том же году в Порт-Артур с Балтики перебазировался корабль американской постройки «Ретвизан» (в строй в 1901 г), а из Франции пришел только что построенный броненосец «Цесаревич».
«Пересвет» и «Победа» отличались очень высокими для броненосцев русской постройки скоростью и дальностью (18,5 узлов, 6.200 миль). Эти корабли получили гарвеевскую броню, более тонкую, чем на других броненосцах (пояс 178–229 мм, палуба 51-63 мм, башни 229 мм, рубки 152 мм). По мощи главного калибра «Пересвет» и «Победа» так же уступали всем броненосцам и русского, и японского флотов. На них стояли по 4х10-дм (254-мм) орудий главного калибра, в то время как для остальных броненосцев Тихого океана стандартным был калибр 12-дм (305-мм). Средний калибр «Пересвета» и «Победы» был представлен 11х6-дм (152-мм) орудиями; кроме того, каждый броненосец имел 20х75-мм пушек и 28 47-мм и 37-мм «малокалиберок», а так же 5 торпедных аппаратов. Фактически эти корабли, обладавшие отличной мореходностью, представляли собой гибрид броненосца и броненосного крейсера, способного к длительным действиям далеко в океане – но эти качества были достигнуты за счет ослабления вооружения и защиты.
Заметно мощнее броненосцев типа «Пересвет» был «американец» «Ретвизан», являвшийся одним из лучших броненосцев своего времени (он даже послужил прототипом для целой серии американ ских кораблей). «Ретвизан» отличался от остальных броненосцев Тихого океана своей схемой бронирования: его бронепояс корпуса закрывал борта по всей длине, а не только центральную часть, как на остальных кораблях России и Японии (у которых нос и корма оставались незащищенными). Броня на «Ретвизане» стояла самого крепкого, крупповского типа. Бронепояс (стандартных размеров) - 127-229 мм; удлинительные накладки пояса до носовой и кормовой оконечностей – 51 мм. Бронирование палубы 51-76 мм, башен – 229 мм, рубок – 254 мм. И хотя «Ретвизан» имел более тяжелый вес бронирования, чем, например, тип «Петропавловск», по скорости он значительно превзошел эти броненосцы, «выжав» на испытаниях 18 узлов скорости. Отличной была и дальность плавания корабля: при нормальном, стандартном запасе угля «Ретвизан» проходил 10-узловым ходом 4.900 миль, а при максимальной загрузке дальность увеличивалась до 8.000 миль! Очень сильным для того времени было и артиллерийское вооружение «Ретвизана»: 4х305-мм, 12х152-мм и 20х75-мм орудий, а так же 30 «противоминных 47-мм и 37-мм пушек и 6 381-мм торпедных аппаратов (+ 45 мин заграждения).
Но еще более защищенным, чем «Ретвизан», был появившийся в эскадре буквально накануне войны новейший броненосец французской постройки «Цесаревич». Он имел два полных бронепояса, закрывавших борта корабля по всей длине (в центре 250 мм, по оконечностям 140 мм); палубу 40-50 мм, башни 250 мм, рубки 254 мм (вся броня крупповского типа). Так же имея значительно превосходящий остальные броненосцы вес бронирования, «француз», как и «американец», обладал высокой скоростью, стабильно удерживая 18–узловой ход, а в случае необходимости разгоняясь даже до 18,8 узла! Дальность плавания на одной загрузке угля достигала 5.500 миль при 10-узловом ходе. Артиллерийское вооружение «Цесаревича» было почти таким же, как у «Ретвизана»: 4х12-дм (305-мм), 12х6-дм (152-мм), 20х75-мм орудий, и 28 «противоминных» 47-мм и 37-мм пушек; Торпедных же аппаратов имелось меньше – только 4х381-мм. Еще одной отличительной о собенностью этого корабля было то, что вся его 6-дюймовая артиллерия располагалась не в казематах, как на остальных броненосцах, а в поворотных бронированных башнях, стоявших на палубе. Это обеспечивало 152-мм орудиям хорошие углы обстрела и возможность действовать в плохую погоду, когда на остальных броненосцах орудийные порты казематов закрывались, чтобы избежать попадания волн внутрь корабля.
Состав отряда броненосцев Объединенного флота Тихого океана
УЧАСТИЕ БРОНЕНОСЦЕВ В БОЯХ:
Война началась в ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года внезапным ночным нападением японских миноносцев на российскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. При этом японцами были торпедированы оба новейших русских броненосца – «Ретвизан» и «Цесаревич». При взрыве торпеды на «Ретвизане» погибло 5 человек; корабль принял 2.200 т воды и, во избежание затопления был посажен командиром на мель. На «Цесаревиче» люди не пострадали, но корабль едва не опрокинулся – броненосец спас трюмный механик, вовремя затопивший отсеки противоположного борта; после этого полузатопленный корабль вошел на внутренний рейд. А приткнувшийся к берегу «Ретвизан» оставался на внешнем рейде до конца февраля, пока его не сняли с мели и не отбуксировали во внутренний рейд; в течение этого месяца «Ретвизан» не раз принимал участие в перестрелках с японским флотом, подходившим для бомбардировок Порт-Артура. Ремонт обоих поврежденных броненосцев продолжался до конца мая; до их вступления в строй японский флот имел заметное превосходство в силах над российским Тихоокеанским флотом (6 броненосцев против 5). Не способствовало сохранению сил и повреждение 13 марта броненосца «Севастополь», столкнувшегося с «Пересветом». А 31 марта японское превосходство еще больше усилилось: в тот день подорвался на японской мине флагман русской эскадры броненосец «Петропавловск», вышедший во главе броненосного отряда, чтобы отогнать от порта японские крейсеры. От взрыва мины сдетонировал боезапас «Петропавловска»; корабль разорвало пополам, и он затонул за несколько минут. Спасти удалось всего около 80 человек, от 640 до 680 моряков погибли (данные о погибших разнятся). Потеря флагмана и нового командующего Тихоокеанским флотом энергичного адмирала С.О. Макарова крайне отрицательно повлияла на боевую деятельность Тихоокеанской эскадры и состояние духа ее моряков.
В том же неудачном выходе в море 31 марта на мине подорвался еще и броненосец «Победа»; правда, этот подрыв обошелся без жертв, и корабль остался на плаву; однако «Победа» встал на ремонт на два месяца, и вновь обрел боеспособность только в последних числах мая. Еще одна попытка русского флота выйти в море 10 июня вновь завершилась подрывом на японской мине: теперь пострадал броненосец «Севастополь», так же вставший на ремонт. Таким образом, возвращение в конце мая в строй отремонтированных «Ретвизана» и «Цесаревича» (который стал флагманским кораблем эскадры) не изменило соотношение сил: в июне в боевом строю находилось всего 4 русских броненосца. Лишь к середине июля все 6 русских броненосцев обрели боеспособность, и 28 июля (по европейскому календарю 10 августа) б локированный в Порт-Артуре российский флот попытался прорваться из осажденного Порт-Артура во Владивосток, но в Желтом море он был встречен японской эскадрой. Состоялось большое сражение, которое и решило судьбу российской Тихоокеанской эскадры. В нем сошлись 6 русских броненосцев, 4 легких крейсера и 8 миноносцев, которым противостояли с японской стороны 4 броненосца, 4 броненосных крейсера, 9 легких крейсеров, 18 миноносцев и 30 малых миноносцев. Исход схватки решила артиллерийская дуэль русских и японских броненосных кораблей. Все крупные корабли обеих сторон получили серьезные повреждения (правда, ни один корабль не был потоплен). Русские стреляли более метко, и японцы понесли более тяжелые материальные потери, однако гибель от взрыва попавшего в командную рубку снаряда командующего русской эскадрой адмирала В.К. Витгефта привела к потере управления. Это, а так же неверие в успех прорыва всего командного состава российской Тихоокеанской эскадры заставило русские корабли отступить. Эскадра разделилась; большая часть кораблей (в том числе 5 броненосцев) вернулась в Порт-Артур. Отставший от эскадры из-за тяжелых повреждений флагманский броненосец «Цесаревич» (его ход упал до 6 узлов) под покровом наступившей ночи добрался до Циндао - германского порта на побережье Китая. Там корабль был интернирован; после окончания войны броненосец вернулся на Балтику.
В том бою 28 июля «Цесаревич» получил около 13 попаданий только 305-мм снарядами, не считая более малых калибров; на корабле были разрушены надстройки, трубы, фок-мачта, убито 12 и ранено 47 человек. В броненосец «Полтава» в том сражении попало 14 снарядов калибров от 203 до 305-мм. Они разбили 5 6-дюймовых и 8 мелких орудий, убили 12 и ранили 43 человека. «Севастополь» отделался лишь небольшими повреждениями (на нем было ранено 62 моряка); он остался единственным из всех броненосцев, кто после боя в Желтом море сохранил боеспособность. Однако через несколько дней, при выходе на обстрел осаждающих Порт-Артур войск, «Севастополь» опять подорвался на мине, и вновь встал на ремонт. А вот исполнявший роль младшего флагмана «Пересвет» в сражении в Желтом море подвергся такому же ожесточенному обстрелу, как и «Цесаревич». В результате «Пересвет» получил около 40 попаданий, вызвавших на корабле большие разрушения и потерю половины орудий; погибли 13 и получили ранения 69 человек. Был поврежден в том бою и броненосец «Победа», в котором 305-мм снаряд сделал огромную пробоину ниже ватерлинии; кроме того, были разбиты 1х254-мм и 3х75-мм орудия, убиты 4 и ранены 29 человек.
Броненосец «Ретвизан» в бою 28 июля получил прямое попадание в носовую башню главного калибра, которую заклинило; тем не менее, эта башня произвела еще несколько выстрелов, когда благодаря маневрированию в зоне ее обстрела появлялись японские корабли. А затем «Ретвизан практически спас всю эскадру. В тот момент, когда японцы удачно поразили флагманский «Цесаревич» убив командующего эскадрой, они еще и перебили систему управления флагмана, из-за чего броненосец выкатился из общей линии. Это смешало строй эскадры, так как часть кораблей последовала за рыскающим флагманом. В результате вместо строя образовалось столпотворение кораблей, которые еще и стали сбрасывать ход, чтобы не протаранить друг друга. Они фактически превратились в неподвижные мишени. И тогда командир «Ретвизана» направил свой броненосец прямо на японскую эскадру, с намерением протаранить один из вражеских кораблей. Это вынудило японцев прекратить обстрел эскадры, сосредоточить весь огонь на приближающемся «Ретвизане», и… отступить! За время самоубийственной атаки «Ретвизана» русская эскадра перестроилась и повернула назад к Порт-Артуру; последовал за ней и отогнавший противника «Ретвизан». Всего за время боя в этот броненосец попало 23 снаряда, 18 из них были крупнокалиберными – от 203-мм до 305-мм. Этими снарядами были сделаны 2 пробоины в ватерлинии, заклинена носовая башня, разбиты 8 орудий, убито 6 и ранено 43 человека.
После июльского боя в Жёлтом море русская Тихоокеанская эскадра как организованная боевая сила практически перестала существовать. Не веря больше в возможность прорыва во Владивосток, морское командование инициировало передачу с кораблей на сухопутную оборону крепости малой артиллерии, боекомплекта и личного состава эскадры. Крупные же орудия русских броненосцев открыли перекидную стрельбу через ограждавшие Порт-Артур высоты по японским осадным батареям, которые тоже обстреливали навесным огнем город, порт и стоявшие на внутреннем рейде корабли (по принципу «на кого Бог пошлет»). Но к середине ноября русские броненосцы расстреляли практически весь имевшийся запас крупнокалиберных снарядов, и их огонь затих. После чего разоруженные и оставленные своими экипажами русские корабли были фактически безнаказанно расстреляны и потоплены японской осадной артиллерией прямо в гавани Порт-Артура.
В ночь на 22 ноября японцы захватили гору Высокую, с которой весь город и внутренняя гавань были видны как на ладони. Организовав на вершине Высокой корректировочный пост, японцы в 10.30 утра открыли теперь уже прицельный огонь из 280-мм гаубиц по русским кораблям. Первым погиб броненосец «Полтава». Он получил попадания 12 крупнокалиберных снарядов, один из которых около 14.00 вызвал взрыв погреба боезапаса. Взрыв был не очень сильным, так как боезапаса на корабле почти не оставалось; тем не менее, взрыв разорвал борта корабля, и в 14.45 «Полтава» сел на грунт, погрузившись в воду до палубы. Потопив «Полтаву», японские артиллеристы перенесли огонь на «Ретвизан». До ночи 22 ноября они всадили в этот корабль 15 крупнокалиберных снарядов, а на следующий день, 23 ноября, еще 20; и около 16.00 изрешеченный броненосец так же сел на грунт. Покончив с «Ретвизаном», японцы взялись за «Пересвет». Этот броненосец затонул 24 ноября, получив попадания 56 крупнокалиберных снарядов. В тот же день 24 ноября после удара 47-го крупнокалиберного снаряда сел на грунт и броненосец «Победа».
Последним погиб броненосец «Севастополь». Выдержав попадания 14 крупнокалиберных «чемоданов» японской осадной артиллерии, корабль перешел в бухту Белый Волк, не просматривавшуюся с горы Высокой. Там броненосец начал принимать на борт свою переданную ранее на оборонительные позиции Порт-Артура артиллерию, боеприпасы и моряков экипажа – командир корабля решил прорваться из осажденной крепости во Владивосток или погибнуть в морском бою. Догадавшись о причине перехода, японцы постарались не выпустить броненосец из порт-артурской ловушки, начав серию ночных торпедных атак на этот корабль. В течение 6 ночей «Севастополь» отбивал атаки японских миноносцев, потопив 2 из них и нанеся серьезные повреждения еще 13 кораблям. За время этих атак японцы послали в броненосец около 80 торпед; из них только 3 попали в цель. Две взорвались в выставленных противоминных сетях, лишь слегка повредив корпус, но третья поразила незащищенную корму, разбив рулевое управление. Это попадание решило судьбу корабля: не имея больше возможности выйти в море, «Севастополь» стал использоваться в виде плавучей батареи, обстреливая осаждающие город войска и приближающиеся корабли противника вплоть до капитуляции крепости. Когда же был получен приказ о сдаче Порт-Артура, «Севастополь» был отбуксирован вспомогательным пароходом на глубокую воду и затоплен на 50-метровой глубине, где он и покоится по сей день. Все остальные крупные корабли русской эскадры (за исключением погибшего на мине «Петропавловска», так же затонувшего на большой глубине) были японцами подняты и введены в строй их флота…
Русско-японская война: состояние флотов
Броненосные корабли японского флота
Порт-Артурские крейсера
Японские крейсера 1-й и 2-й эскадр
Японские крейсеры 3-й эскадры
Канонерки и минно-тральные корабли Порт-Артура
Японские миноносцы
Владивостокский отряд крейсеров
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.