Авария, которая случилась 23 марта 2021 года с контейнеровозом EVER GIVEN (англ. Всегда Дающий) в Суэцком канале, не идет ни в какое сравнение с перекрытием этой важной судоходной артерии в 20 веке, когда он перекрывался с октября 1956 по май 1957 года, а потом бездействовал целых 8 лет с 1967 по 1975 год.
Суэцкий кризис
Первый длительный простой канала произошел в результате т.н. "Суэцкого кризиса", когда 26 июля 1956 года молодая Египетская республика, которой катастрофически не хватало денег на модернизацию экономики и перевооружения армии, национализировала Суэцкий канал.
Кроме того, что Египет поставил под угрозу экономическое интересы Британии, которая была главным держателем акций Суэцкого канала, египетский лидер Абдель Насер приказал заблокировать доступ в Красное море Израилю, который был на ножах с Египтом с первого момента своего образования. За еврейское государство вступилась Франция, которая была с ним в тесном военно-политическом союзе.
Совместная англо-франко-израильская военная операция против Египта началась 29 октября 1956 года и продлилась до 7 ноября. Чтобы не допустить прохода вражеских кораблей через Суэцкий канал на входе и выходе были затоплены торговые корабли. Полностью канал был разблокирован только к маю 1957 года, после мирных переговоров.
Закрытие канала стало огромным потрясением для Западной Европы, а особенно для Британии. 1 января 1957 года Нью - Йорк Таймс вышла под заголовком "Британская традиция чаепития стала обходится дороже. Цена на доставку морем взлетела из-за закрытия Суэца, сахар и молоко также подорожали". Дальнейшие заголовки тоже не радовали - "Дорогостоящая дорога вокруг Африки", "Израсходовано огромное количество запасов".
В Великобритании пришлось вводить нормирование на бензин, а также произошел всплеск эмиграции в Новую Зеландию, Австралию и Канаду из-за массовых сокращений рабочих и закрытия заводов из-за нехватки нефти. New York Times, 7 декабря 1956 г.
8 лет перерыва из-за 6-ти дней войны
5 июня 1967 года Израиль нанес превентивный удар по египетским войскам, собранным в районе егепитско-израильской границы на Синайском полуострове. В результате 6 дней боевых действий израильские войска были остановлены на восточном берегу Суэцкого канала. Горячая фаза войны прекратилась.
На целых 8 лет канал превратился в линию фронта, которая была запечатана с обеих сторон затопленными египетскими кораблями, а потом противоборствующие стороны заполнили канал минами в целях противодействия возможного форсирования водной преграды.
После неудачной для Египта реваншинсткой Войны Судного дня 1973 года, между враждующими странами начались мирные переговоры по регулированию конфликта. Израиль согласился постепенно вывести войска с оккупированного Синайского полуострова, а Египет начал работы по восстановлению работоспособности канала.
Канал был очищен от затопленных судов, протрален от мин и углублен. 5 июня 1975 года движение по Суэцкому каналу было возобновлено. Из 15 судов ( т.н. желтый флот), которые на 8 лет застряли в канале из-за боевых действий, своим ходом добраться в родную гавань смогли только 2 немецких (ФРГ) судна.
Закрытие канала ожидаемо привело к росту транспортировки цен на нефть в Западное полушарие Земли из-за необходимости окружного пути вокруг Африки. По оценкам Times ,
половина из 50 судов, ежедневно проходивших через канал в 1966 году, были нефтяными танкерами. Больше всего пострадали Италия и Франция (поскольку 60 и 39 процентов их нефти соответственно поступало через канал), в то время как Великобритания, которая поставляла по каналу 10 лет назад 60 процентов своей нефти, теперь сократила эту цифру до 25 процентов, в первую очередь за счет новых, африканских месторождений нефти.
Часть нефти из зоны Персидского Залива была теперь переориентирована на Восток. На этом здорово поднялись Индия и Япония, которая не в малой степени обязана экономическим ростом 1960-х и 70-х закрытию Суэца и контейнерным перевозкам США во время войны во Вьетнаме.
Хорошо на Суэце заработала ЮАР, ставшая промежуточным пунктом транспортировки нефти в США и Европу, и конечно же СССР, которая отбила европейских клиентов у Кувейта и Абу-Даби. Правда, есть мнение, что закрытие канала приостановило экспансию советских политических и экономических интересов в восточно-африканские страны, которые только вырвались из лап колониальной системы.
Заключение
Как уже было сказано выше, пропускная способность Суэцкого канала около 50 судов ежедневно. Например, в 2019 году через канал прошло около 19 000 судов. Однако, несмотря на такой плотный трафик, инциденты при прохождении Суэца случаются довольно редко. За последние 10 лет зарегистрировано всего 75 случаев. Из них самыми громкими стали те, что действительно привели к серьезной задержке движения.
- · Июль 2018 года. Суэцкий канал закрылся на несколько часов после того, как у греческого контейнеровоза « Panamax Alexander» отказала двигательная установка, что привело к столкновению пяти судов.
- · 28 апреля 2016 года. Контейнеровоз «MSC Fabiola» сел на мель, заблокировав движение на юг на два дня.
Чем обернется данная авария, "будем посмотреть", как говорит один известный интернет-обозреватель.
P.S. Статья не в формате канала, но думаю она будет интересна и моим постоянным читателям.