Лучший художник – это кто? Незатейливый творец и автор всего одной всемирно известной картины? Или это тот настоящий ремесленник, кто забывает о времени и творит один шедевр за другим? Может быть, лучшие всегда те, о которых говорят спустя столетия с нескрываемым восхищением? Только зачем почившему творцу слава и признание… Ведь он уже не сможет едко ответить хейтеру в комментариях, послать куда подальше возомнившего себя «гением» конкурента и отказать очередному заказчику.
Владимир Лукич родился 4 августа 1757 года в семье казака – Луки Ивановича Боровиковского, жившего в Миргороде (Полтавская область Украины). Тогда это была Российская Империя, Украины как таковой ещё не придумали, лишь на рубеже XIX и XX веков название начинает приобретать статус этнического самоназвания (согласно общедоступным источникам). Отец его – не простой казак, был он иконописцем, чем и зарабатывал себе на жизнь. Как мне кажется, это буквально всё, что про него известно.
Про мать живописца история вовсе умалчивает. Её просто нет, она никак не описана современными хронистами и не упоминается в подробном жизнеописании Владимира от 1931 года на украинском языке. Однако у него было двое (?) братьев (служили в Миргородском полку), и только будущий художник в чине поручика получил отставку и принялся, что называется… творить как не в себя. А про маму его...
Кто-то двигается по карьерной лестнице «по блату», а вот Боровиковскому улыбнулась удача: его друг (высланный за «длинный язык» из Петербурга поэт В.Капнист) привлёк его к работе над двумя панно, изображающих императрицу Екатерину II и Петра I. Дело в том, что для Екатерины заранее подготавливались так называемые «потёмкинские деревни». Это, как если бы Наш сами-знаете-кто, сегодня проезжал через никому не интересный провинциальный городок, а на его пути всё чисто, ухожено, красиво.
Так случилось, что императрице понравились эти панно… а что бывает, если Нашему сами-знаете-кому кто-то очень (сильно!) понравился? Примерно то же самое случилось и с Боровиковским, который вскоре выбирается «из деревни» в цивилизованную (почти Европу) столицу – город Санкт-Петербург. Хотел поступить в Императорскую Академию Художеств, но увы – мужику исполняется 31 год. Поэтому извините, рекомендация – это хорошо, но правила (то бишь ограничение по возрасту) пожалуйста, соблюдай.
Пролетев с престижной академией, Владимир бытует у земляка – некого Левицкого, тоже художника, а позже у австрийского живописца, работавшего при дворе императрицы. Короче, в хорошие (отличные, чего уж там!) руки парень попал. Более того, спустя четыре года австриец подарит ему свою мастерскую. Заказы посыпались… работа закипела. У меня сложилось впечатление, что слухи о желании Владимира польстить заказчику (то есть – немного приукрасить действительность) распространялись подобно «сарафану».
Ему исполнилось 38 лет, когда подкралось звание академика. Немного позже он станет советником Академии художеств. Говорить, что он был знаменитым – нисколько не умалять его заслуги, а подтверждать действительность. Он стал тем самым творцом, кто получает заказы и солидную оплату от высокопоставленных мира сего. Парадные портреты, копии картин, а также иконы… В начале 1790 у него уже было 37 образов для Борисоглебского монастыря (город Торжок).
На любовном поприще оказалось всё плохо. Об интрижках не сообщается, как и о внезапных отпрысках (бастардах). Наверное, он всецело был поглощён искусством, вы ведь отметили, как он изображает женщин? Кстати, работал левой рукой, а мог ли он рисовать правой – мы уже никогда не узнаем. Ещё интересный факт: многие портреты ему приходилось завершать по памяти, что заметно при сравнении (однотипные позы).
Однако, как не все фильмы одного режиссёра одинаково хорошие, так и не каждая картина Владимира Боровиковского сразу же получала широкое признание. Например, полотно «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» 1794 года не пришлась по душе императрице. И вообще она не заказывала ему исполнение, он сам так решил, поддавшись на уговоры приятелей (что у них там происходило?) Екатерина сказала… увы, не знаю, что она сказала. Уважать после этого она его в любом случае не перестала.
Тот факт, что Боровиковский был из семьи верующего человека и что он регулярно малевал восхитительные лики святых, говорит о том, что этот человек тоже был верующим. И он всё равно вступает в масонское ложе (1802), затем присоединяется к мистическому кружку некой госпожи Татариновой (1819). Записные книжки художника на вопрос «нафига он всё это делал» содержат вполне закономерный ответ: все пошли – и я пошёл, искал общества – не нашёл, разочаровался. Некому подражать, всё тлен!
На шестом десятке лет Владимир берёт минимум заказов. Теперь он сам – уважаемый педагог. У него обучался Алексей Венецианов, о котором расскажу отдельно. Вероятно, с годами вполне закономерная для любого художника «задвинутость» на второй план его в какой-то степени угнетала (хотелось быть на пике славы самому, а не видеть перед собой молодых). Но это лишь моё мнение. 18 апреля 1825 года его не стало… беда с сердцем. Без пафоса похоронен на Смоленском кладбище. Ныне вы его там не найдёте (могилу перенесли в 1931 году в Александро-Невскую лавру).
Его скромное имущество, согласно завещанию, было передано нуждающимся, а богатое наследие (свыше 200 работ) долгое время хранилось в частных коллекциях, и только после революции многие из них осели в Русском музее Санкт-Петербурга и в Третьяковской галерее. Подавляющее большинство его портретов созданы в период короткой эпохи сентиментализма, которая скорее относится к письменному творчеству. Таких живописцев, как Владимир Боровиковский, с тех пор не было и не будет. Современники могут имитировать стиль его творчества, но где мастер и где подражатели? К счастью, в наше цифровое время каждый может заказать репродукцию любой из его картин в свою гостиную.