Впервые одну из легенд по поводу чудесного спасения Липецка от бомбёжек я услышал, когда мне было 8 лет. В то время у каждого подъезда была лавочка, на которой с утра до вечера сидели бабуси. Послушав их, можно было узнать свежие городские новости, подробности семейных скандалов и массу других историй сказочного свойства. Бабушки доподлинно знали, дома ли жильцы той или иной квартиры, кто к кому и зачем пришёл и прочую, прочую инфу. Многие из вас и сами ещё помнят это.
И вот, я выпорхнул из подъезда, направляясь в магазин после школы и был остановлен интригующим вопросом, который был обращён, конечно, не ко мне, а к соседке по лавочке:
— А ты знаишь, пычяму Липецк у войну не бомбили? А-а-а, ня знаешь! Ды пытаму что тут Гитлер родилси и до трёх годов прожил!
— Ды чяво ты такое буро́бишь-то, Пятровна, он жа немец!
— Святой истиннай крест: яво мать с отцом поссорилася, а мы тады с Гярманией дружили. Вот она сюды приехала, сына сроди́ла, а потом за имя́ отец приехал ды йих забрал!
Эту историю я потом рассказывал многим, и она неизменно имела успех, люди хохотали, как редко когда в жизни. Слышал я и другие её версии. Во второй из них у нас родился Геринг. В третьей земля Липецкая породила вообще все «четыре Г» фашистской Германии: Гитлера, Гиммлера, Геббельса и Геринга (да-да, была и такая, фантазия нашего народа безгранична). Говорили и о том, что наша школа №17 была построена немецкими строителями в форме свастики, и фашистские пилоты, завидев её с высоты, сразу поворачивали назад.
Чуть позже люди стали озвучивать легенду, получившую широкое распространение уже в наше время, в начале нулевых. О том, что в Липецкой авиашколе в 1920-е годы учился будущий рейхсмаршал Герман Геринг, имел здесь любовницу Надю Горячеву, которая якобы родила от него детей.
Ну конечно, всё это полная чушь. Гитлер родился в деревушке Рансхофен в Австро-Венгрии. Липецк во время войны бомбили: и сокольский завод, и новолипецкую домну. Немецкие лётчики пытались уничтожить железнодорожный мост станции «Чугун-1», но промахнулись. Бомбили и воинские части, которые формировались у нас для отправки на фронт.
А Герман Геринг в Липецке попросту никогда не был. В годы, когда здесь тренировались немецкие пилоты, будущий рейхсмаршал делал в Веймарской республике карьеру, тогда ещё совершенно далёкую от авиации.
А 17-я школа была самой обыкновенной, четырехугольной, и строили её наши родные мужики.
Всё это скучная правда, а легенды продолжают жить и радовать нас своею безыскусною нелепицей, делая жизнь чуточку менее пресной.
P.S. Лето 2018 года, мы с сестрой едем на дачу. В ожидании автобуса на Сокольской автостанции мы кладём вещи на лавочку и ведём неспешную преддачную беседу. В числе прочего, я упоминаю и легенду о рождении у нас лидеров германского фашизма. Рядом на лавочке сидит хорошо одетая, очень интеллигентного вида женщина в очках, лет шестидесяти. Она решает вступить с нами в беседу:
— Вот вы тут говорили, что якобы Гитлер родился в Липецке. А ведь это неправда, этого не было. И ничего из того, что вы рассказывали, не было, кроме лётной школы для немецких лётчиков. У нас была учительница немецкого языка, немка, которая приехала вместе с этими лётчиками. Но они уехали, а она осталась здесь. И она нам рассказала, что на самом деле в Липецке жила мать Гиммлера. У неё был свой дом, огород, она выращивала овощи. И она не хотела никуда уезжать, но в 1944-м за ней приехал сын, Генрих Гиммлер, и забрал её с собой в Германию. Вот как было на самом деле, и зачем вы рассказываете небылицы? — и она подняла на меня глаза, уже наполненные слезами, готовыми излиться вон…
Вот что мне было делать? Начать указывать человеку на огромное количество исторических и логических неувязок? Зачем? Гораздо отраднее вообразить себе картину, как рейхсфюрер великой Германии, стоя в кожаном плаще среди огородных грядок и поблёскивая пенсне, уговаривает свою непутёвую мать вернуться в родное лоно. И как она ему возражает:
— Сынок, а как жа капуста и свякла́ (именно так, она же осваивала липецкую речь)? Пропа́нет ить агарод, як пить дать пропа́нет… Ды какая стра-асть! Ды мама, ды мама, ды горя, ды горя…
Вот и весь сказ, дорогие мои земляки и читателя́. Жива, жива липецкая легенда, и кто знает, какие ещё побочные её ответвления порадуют нас в будущем своей весёлой несуразностью…
Если рассказка вам понравилась — поставьте, пожалуйста, лайк.
Спасибо! ❤