Известный французский модельер Пьер Карден на прогулке по Красной площади в Москве с воспитанниками детского арт-центра «Экол», 2010 г.
О любви Пьера Кардена к России ходили легенды.
Он использовал русские мотивы в своих коллекциях, одевал русских балерин и первых леди, а в постперестроечные годы скупал коммерческую недвижимость в Москве, открывал там рестораны, гастролировал по Франции с провинциальными драматическими коллективами.
Связи дизайнера с Россией были на удивление разнообразными.
Он не только шил одежду для Раисы Горбачевой, жены последнего лидера СССР, но и одевал бессмертную балерину Майю Плисецкую.
В качестве посла доброй воли ЮНЕСКО он также занимался сбором средств на операции больных после последствий Чернобыля.
А в 2013 году из рук самого Владимира Путина он получил Орден Дружбы, вручаемый иностранцам за заслуги перед Россией.
В СССР
Карден бывал в России бесчисленное количество раз.
Его первая поездка была в советское время, в 1963 году, в составе делегации деятелей культуры.
Модельер никогда не поддавался политической цензуре: если он считал проект коммерчески жизнеспособным, он был готов реализовать его даже по ту сторону железного занавеса.
Карден сотрудничал с десятками текстильных фабрик СССР, производя коллекции прет-а-порте для Восточной Европы.
Пьер Карден в Москве, 1986 год.
Ключевой темой творчества дизайнера 60-70-х годов было освоение космоса.
Он открыто признавал, что его революционные женские наряды, напоминающие скафандры, были задуманы им по фотографиям Валентины Терешковой, первой женщины в космосе.
Его коллекция «Космос», вдохновленная полетом Юрия Гагарина, стала символом его творчества и развития моды 1960-х годов в целом.
Модели на подиуме демонстрируют пальто на показе французского дизайнера Пьера Кардена в Москве, 1989 год.
Карден неоднократно возвращался к мотиву звездных одиссеев. Например, в 2011 году в Кремлевском дворце прошел очередной показ Кардена на космическую тематику, приуроченный к 50-летию полета Гагарина и вдохновленный вкладом России в развитие межпланетных путешествий.
Балерина Майя Плисецкая и Пьер Карден
В 1970-е годы Карден считался главной звездой западной моды в СССР.
Политическая лояльность открыла для него множество дверей.
Работы Кардена, которые можно было купить в специальных магазинах "Берёзка"(закрытых для обычных граждан), носили жены политических воротил, а его личная дружба с Майей Плисецкой сделала его популярным среди богатой богемы.
Плисецкая в костюме Пьера Кардена
Карден познакомился с Плисецкой на театральном фестивале в Авиньоне во время ее турне по Франции в 1971 году и продолжил создавать костюмы для многих постановок с участием примадонны, самой известной из которых является легендарная балетная интерпретация Большого театра Анны Карениной.
Также балерина охотно представляла ансамбли Кардена в повседневной жизни, которые служили лучшей рекламой в советском высшем обществе.
Плисецкая и Карден в Санкт-Петербурге, 1998 г.
После СССР
Перестройка не ослабила привязанности Кардена к России.
Напротив, из-за перестройки его бизнес-модели заказы только увеличивались.
Карден был пионером в индустрии готовой одежды, представив логотипы и франшизы, которые теперь кажутся такими знакомыми.
Следовательно, открытие нового рынка в стране размером с континент, которая не знала концептуальных или финансовых ограничений, только подстегнуло его.
Интересно, что фирменный крой и скульптурные силуэты нарядов Кардена с такой же готовностью покорили новую элиту России.
Первые леди снова появились в костюмах Кардена.
Раиса Горбачева часто называла его своим любимым дизайнером и надевала его вещи на все официальные визиты.
Пьер Карден в Чернобыльской зоне отчуждения
Еще в советские годы Карден активно продвигал русскую культуру на Западе.
Он сыграл важную роль в постановке российской рок-оперы Марка Захарова «Юнона и Авось» во Франции, а затем, во время перестройки, многогранный модельер, на этот раз в роли продюсера, привез ее в США.
Ходили слухи, что он сам был опытным певцом, любившим исполнять арии из оперы Захарова перед друзьями в своем ресторане Maxim's (Карден владел всей сетью, включая флагманское заведение в Париже и московское, открывшееся в 1998 году).
Пьер Карден и сотрудники только что открывшегося ресторана Maxim's
Карден всегда был проницательным бизнесменом, к чему бы он ни обращался.
Например, в Париже он основал собственный театр Espace Pierre Cardin, в котором поставили много русских пьес.
Затем в качестве дистрибьютора Карден привез европейские производства в новую Россию, помогая налаживать культурные связи.
«Я всегда считал себя не закройщиком (хотя, конечно, у меня это хорошо получается), - сказал однажды модельер, - а больше дипломатом.
Я поддерживаю искусство, социальные проекты и важные культурные инициативы по обе стороны занавеса ».
Дизайнер спонсировал ряд наград для начинающих художников и исполнителей из России, в том числе фестиваль «Молодые таланты», организовал различные шоу для российских дизайнеров во Франции и профинансировал широкий спектр проектов межкультурного обмена между двумя странами.
Звездный час
Одним из крупнейших проявлений кардиномании в России стал показ мод 1991 года, проходивший прямо на Красной площади.
Подсчитано, что шоу посетили до 200 000 человек, что является беспрецедентным для страны показателем.
Знак времени, событие символизировало новую эру дружбы между двумя мирами после 70 лет вражды.
Пьер Карден на Красной площади, 1991 год.
Шоу, подобное военному параду, транслировалось по национальному телевидению как символ страны, смотрящей в будущее.
Интересно, что главным спонсором выставки выступила фирма МММ, одна из первых коммерческих структур той эпохи в области компьютерных технологий, предшественница будущей финансовой пирамиды.
Русский скульптор Зураб Церетели, его статуя Владимира Путина и Пьера Кардена. Церетели удостоил Кардена почетного членства в Российской академии художеств, 2008 г.
Прославленный своими амбициями и всегда скромностью, Карден поселился в фамильной резиденции маркиза де Сада после покупки замка Лакост и практически всей окружающей его деревни в начале 2000-х годов, заработав свой первый миллиард.
Пьер Карден стал профессором Московского университета дизайна в 2011 году.
Здесь тоже неожиданно на этот раз прослеживается русское влияние: модельер устроил в замке парк скульптур с работами исключительно русских авторов.
В частности, памятник де Саду изготовил вручную московский скульптор Александр Бурганов.
Также читайте на нашем канале:
1. Как женщины-бодибилдеры смотрятся в платьях
2. В каких странах мужчины носят юбки: топ 5
3. 7 причуд знаменитостей в которые вы не поверите, но это правда
Дорогие читатели, оставляйте свои комментарии и дополнения к статье.
Понравилась статья? Ставьте лайки! Спасибо!