Я давно задумывался над значением слова «тренер». В моей жизни было много людей, которые называли себя тренерами, но на самом деле таковых было всего три, и только недавно я встретил четвертого. Тренер — это в первую очередь тот человек, который не только покажет как делать этот удар или движение, а объяснить почему именно так это должно быть. Он не говорит — делай как я сказал, а делает так, что вы своим умом понимаете, что данное упражнение делается именно так и никак иначе. Он знает все до мелочей, начиная от постановки ног и заканчивая ударной частью кулака.
Очень немногие тренера могут воспитать бойца с нуля, большинство, как правило берет готовых бойцов и что-то корректирует и добавляет в их технике по своему усмотрению. Помимо людей,которые тренируются профессионально и выступают на соревнованиях за какое-то вознаграждение, есть огромная масса людей, которая выбрала единоборства для того, чтобы изменить свою жизнь и свое качество жизни в лучшую сторону. Им не нужны запредельные нагрузки, которые испытывают профи. Они хотят похудеть, стать более гибким, ловким и в конце концов почувствовать себя более уверенно. Когда ты, после года занятий боксом, забегаешь на девятый этаж, а твое дыхание становится чуть более учащенным, разве это не повод для гордости над собой, когда год назад ты начинал задыхаться поднимаясь пешком,а не бегом на второй этаж.
Я на своих тренировках всегда контролирую разминку — так я всегда буду уверен, что все ваши мышцы разогреты и вы готовы к нагрузке. Я рвал свои мышцы на тренировке из-за того, что не разогретым залезал в ринг, так что я знаю, что это такое. Поэтому я всегда провожу разминку собственноручно.
Хороший тренер должен совмещать в себе много разных способностей — он должен чувствовать когда можно дать больше своему ученику физической нагрузки, а когда лучше дать больше техники. Конда устроить спарринги,а когда дать поработать на мешке или по лапам. Опять же, я сейчас говорю о любителях, в профи все намного проще и в тоже самое время сложнее — весь тренировочный процесс сделан для одного боя, который во чтобы то не стало надо выиграть. Хороший тренер должен быть и неплохим психологом и в первую очередь это касается людей, которые тренируются для выступления на соревнованиях. Кто-то горит перед боем, то есть волнуется, а кто-то спокоен, и это тоже плохо, так как его нужно расшевелить перед боем.
Для меня всегда примером был мой тренер по боксу — Юрий Викторович Минеев, он всегда умел найти подход к ученикам. Мой товарищ Артур Гаспаров, который много поездил с ним по соревнованиям самого различного уровня, начиная от чемпионатов области, и заканчивая чемпионатом СССР, рассказывал о нем удивительные истории. Кого-то он бил в углу полотенцем, кого-то колол припасенной иголкой, чтобы они более агрессивно боксировали. А кому-то находил нужные слова в углу ринга в перерывах между раундами. И после этого рисунок боя менялся и его ученики выигрывали.
Умение включить бойца в углу после проигранного раунда очень ценно и дано далеко не каждому. Я неоднократно наблюдал как тренера кричат в углу на своих учеников, причем начинают это сразу после наступления конца раунда и не давая отдышаться бойцу начинают кричать ему, причем количество информации, которую может воспринять человек за одну минуту отдыха очень незначительно. В современном боксе примером того, каким должен быть тренер для меня является Анатолий Ломаченко, отец Василия Ломаченко. Он практически никогда не повышает голос в перерывах меэжу раундами и вся информация, которую он дает, умещается в двух предложениях.
Тема тренерства весьма интересна и я периодически буду возвращаться к ней.