Найти тему
Секреты истории

Топ-5 советских фильмов, которые стоит посмотреть

Оглавление

Некоторые советские кинематографисты хранили свои нетрадиционные фильмы десятилетиями.

Цензоры имели привилегию отзывать фильмы по идеологическим соображениям, запрещая выпуск определенных произведений, но в основном из страха, что они «раскачивают лодку», ставя под угрозу идею построения «Сияющего будущего».

Мы выбрали пять советских фильмов, которые вышли на киноэкраны только через два десятилетия после того, как были сняты.

1. «Асиное счастье» (1967)

Ася Клячина (в роли Ии Савиной) - повар-калека в колхозе в глуши. Она влюблена в Степана, бесхитростного, безответственного и самовлюбленного водителя, которому она наплевать.

Что еще хуже, Ася беременна и наивно ожидает, что Степан станет джентльменом и сделает ей предложение. Но Степан обращается с Асей как с тряпкой, утверждает, что ребенок не его, и предлагает Асе выйти замуж за другого.

-2

На самом деле у бедной женщины есть жених из города, который возвращается в свой колхоз, чтобы попросить у Аси руки и сердца. Но любовь слепа, как гласит старая пословица, и Ася влюбляется в кого-то совершенно недосягаемого для нее.

Первоначально драма Андрея Кончаловского называлась «История Аси Клячиной, которая любила мужчину, но не вышла за него замуж, потому что гордилась». Название говорит само за себя.

Шедевр Кончаловского, снятый в 1967 году в черно-белом цвете, лежал на полке в течение двух десятилетий.

Первоначальная версия фильма увидела свет только в 1987 году. Судя по всему, советские цензоры сочли фильм слишком хорошим, чтобы быть правдой; другими словами, морально неправильно.

-3

Судя по всему, героиня советского фильма о вполне достойной жизни в колхозе не могла быть калекой, беременной и незамужней одновременно.

Проблема была в том, что Кончаловский снял свой фильм в документальном стиле. Он хотел показать повседневную сельскую советскую жизнь со всеми ее несовершенствами, страданиями и тяжелым трудом. Действительно, на экране было много аутентичности, ведь съемки проходили в настоящей советской деревне.

-4

Рискованно решив, что режиссер выбрал актерский состав, состоящий в основном из непрофессионалов - местных жителей. В некоторых эпизодах второстепенные персонажи фильма вспоминают свои реальные истории о лагерях ГУЛАГа, Второй мировой войне и некоторых травмирующих послевоенных событиях.

«Асиное счастье», возможно, является наиболее реалистичным и трогательным изображением жизни в советском колхозе, когда-либо снятым на пленку.

2. "Комиссар" (1967).

Действие фильма происходит в 20-е годы прошлого столетия. В центре внимания находится Клавдия Вавилова, беременная комиссаром Красной Армии, вынужденная отдохнуть от передовой гражданской войны между Красной и Белой армиями.

Клавдия (играет Нонна Мордюкова) - олицетворение силы и преданности, классическая русская женщина, способная «остановить скачущую лошадь и войти в горящий дом».

Александр Аскольдов / Киностудия Горького, 1967
Александр Аскольдов / Киностудия Горького, 1967

Клавдии не терпится снова сесть на лошадь и присоединиться к своим товарищам, но ее командир (которого играет Василий Шукшин) говорит ей оставаться в бедной еврейской семье, пока она не родит.

Ефим Магазинник (играет Ролан Быков), его жена Мария и их шестеро детей живут в постоянном страхе перед погромами и преследованиями.

Пока Клавдия решает, кем она на самом деле хочет быть, солдатом или матерью, Ефим и его жена показывают ей самую великодушную и философскую сторону человечества, какую только можно вообразить.

«Комиссар» - это не только о «жизни и судьбе» женщины на войне, но и о шовинизме, доброте и жертвенности.

-6

Фильм был отложен более чем на 20 лет, потому что он был снят по роману Василия Гроссмана и затрагивал табуированный вопрос антисемитизма. Этого было достаточно, чтобы фильм отложили.

Поставленный на музыку Альфреда Шнитке, «Комиссар» стал первым и последним фильмом режиссера Александра Аскольдова.

В 1967 году «Комиссар» был признан оскорбительным для советских коммунистических ценностей и идеологически враждебным, а Аскольдов был уволен из киностудии Горького и официально признан «непригодным для работы».

-7

Фильм подлежал уничтожению, но режиссер тайно «вытащил» копию своего фильма из монтажной.

В 1986 году по инициативе Элема Климова (режиссера «Иди и смотри») была создана специальная комиссия по рецензированию фильмов, запрещенных советской цензурой. Первым в списке был «Комиссар», однако чиновники Госкино по-прежнему не хотели выпускать фильм.

-8

Наконец, в следующем году, во время Московского международного кинофестиваля, все сошлось. Аскольдов решил взять дело в свои руки и рассказал Ванессе Редгрейв и Роберту Де Ниро (которые присутствовали на фестивале в 1987 году) о своем запрещенном фильме.

Это сработало, и «Комиссара» наконец выпустили в СССР. Он произвел фурор за границей, получив четыре награды Берлинского международного кинофестиваля, в том числе награду «Серебряного льва».

3. «Интервенция» (1968).

Действие фильма с участием культового актера и певца Владимира Высоцкого происходит после большевистской революции 1917 года, когда Россия была разорвана Гражданской войной.

Геннадий Полока / Ленфильм, 1968
Геннадий Полока / Ленфильм, 1968

Несмотря на серьезность темы, фильм Геннадия Полоки (по известной пьесе Льва Славина) представляет собой нечто среднее между фантасмагорией, шутовством и мюзиклом.

Этот фильм, наполненный поворотами сюжета и напряженным действием, представляет собой попурри всего, включая жанры, танец, комедию, шутки и музыку (знаменитый музыкант Владимир Высоцкий написал почти все песни для саундтрека).

-10

Как бы странно это ни звучало, но эта смесь комедии, трагедии и фарса помогла режиссеру показать, насколько абсурдной и даже безумной на самом деле была Гражданская война.

Однако в 1967 году такое легкомыслие было еще неслыханным. Геннадию Полока изначально было поручено создать реалистичный фильм, посвященный 50-летию Октябрьской революции, а не фильм, высмеивающий революционные ценности.

-11

В 1968 году председатель Государственного комитета по кинематографии Алексей Романов запретил показ фильма. Пытаясь спасти фильм, некоторые актеры (предположительно Владимир Высоцкий или Валерий Золотухин) написали письмо на имя советского лидера Леонида Брежнева. Однако на письмо не было получено ответа.

«Интервенция» вышла на экраны только в 1987 году. К тому времени стиль советского кино кардинально изменился, и фильм Полоки уже не выглядел четким и смелым, а несколько устарел.

4. "Тридцать три" (1965)

Иван Сергеевич Травкин (его играет король советской комедии Евгений Леонов) - старший технолог завода по производству безалкогольных напитков.

Травкин спокойно живет с семьей в провинциальном городке и имеет репутацию работяги.

Однажды Иван просыпается от зубной боли и приходит к стоматологу, который обнаруживает, что у Травкина на самом деле... 33 зуба! Это первый подобный случай в медицине!

Георгий Данелия / Мосфильм, 1965
Георгий Данелия / Мосфильм, 1965

Бедняга засыпает вопросами, журналисты хотят взять у него интервью. Его слава резко возрастает - Иван уезжает в Москву и мгновенно становится знаменитостью.

Бедный человек почти попадает в приют для душевнобольных, заявив, что встретил существ из космоса. Пока Иван страдает от сильной зубной боли, советские врачи не решаются прикоснуться к его уникальному тридцать третьему зубу.

Ситуация могла закончиться трагедией, если бы Иван не столкнулся с одним опытным стоматологом.

-13

Вы не поверите, но комедия Георгия Данелии произвела фурор из-за одного бытового эпизода. В эпизоде был показан кортеж роскошных автомобилей «Чайка» в сопровождении мотоциклистов.

Сообщается, что тогдашний секретарь ЦК по идеологии Михаил Суслов расценил эту сцену как «клевету на нашу социалистическую действительность» и потребовал ее удалить.

Фильм был воспринят как неуважение к советским космонавтам.

-14

Но Георгий Данелия, автор «Прогулки по улицам Москвы», отказался вырезать оригинальные кадры, и через две недели после премьеры комедия была изъята из широкого проката.

Фильм пролежал на полке четверть века.

5. "Уродливая история" (1966)

Сюжет основан на одноименном рассказе Федора Достоевского, что, иными словами, означает, что легкой поездки не ждите.

В литературном произведении 1862 года писатель высмеивает идеализм, возникший в России после отмены крепостного права (что произошло в 1861 году).

Александр Алов, Владимир Наумов / Мосфильм, 1966
Александр Алов, Владимир Наумов / Мосфильм, 1966

Фильм рассказывает о статском советнике Иване Ильиче Пралинском (его играет Евгений Евстигнеев), который внезапно решает показать своего подчиненного Порфирия Пселдонимова с лучшей стороны.

Однажды зимним вечером, идя домой, Пралинский проходит мимо дома Пелдонимова. Оказывается, у Порфирия действительно свадьба. Полный благородных намерений начальник Пралинский решает лично поздравить своего молодого подчиненного.

-16

Неожиданное появление высокопоставленного гостя застало всех врасплох. Ситуация становится все более неловкой. Жених находится на грани безумия, гадая, какую цену ему придется заплатить за этот щедрый визит.

В итоге Иван Ильич, надеясь, что его либеральный популизм вызовет всеобщее восхищение, напивается и засыпает в постели молодоженов.

«Уродливая история» крайне саркастично описывает нравы российских чиновников.
-17

Вольно или невольно в фильме проводились параллели с советской бюрократической системой. К сожалению, как и в большинстве фарсов, судьба фильма режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова отразилась в его названии, поскольку для советских цензоров фильм оказался действительно «плохой шуткой».

«Уродливая история» - это не просто конкретная ситуация, а скорее состояние увеличивающейся дистанции между различными социальными классами и напряженности между подчиненными и начальством.

Фильм был отложен на 20 лет и вышел только в конце 1987 года.

-18

Смотрите так же:

Каким был СССР в 1951 году. Архивные фото

Невероятные факты со всего мира

Фото последних дней царской России

Царский флот. Каким он был? Фотоотчёт