Известная латвийская художница о своём детстве и творчестве
- Какой-то драматург сказал: "У человека может быть или плохой характер, или вообще никакого". У меня ужасный характер, а в детстве был еще хуже. Удивляюсь, как мама вообще меня терпела! Я стыдилась того, что прохожие оборачиваются и показывают на нас пальцами -- и отказывалась с ней куда-либо ходить.
- Она немыслимо много работала: утром бежит на репетицию, днем приходит домой, чтобы полчаса поспать, вечером играет спектакль, а ночью садится в самолет и несколько дней пропадает на киносъемках. Приезжает домой -- и все начинается по новому кругу. И так пpодолжалось годами! Но мы, дети, не были ничем обделены. Были у нас и красивые праздники, и веселые друзья. Она и за домом следила. Вообще, мама была очень гармоничным и мудрым человеком; я пpиобpела много уже от того, что она была pядом.
- Инфантильность -- качество, которое я в себе упорно культивирую. Я принадлежу к породе "вечных мечтателей", но есть фантазия плодотворная -- и есть опасная, когда рискуешь утратить связь с реальностью.
- Для меня всегда есть опасность потерять себя в иллюзиях.
- Моя живопись всегда на грани. Не люблю слова "кич", но мое искусство находится где-то между эстетикой и кичем. Считаю, что вкус для художника -- смерть; он не развивает, а тормозит. Зато его отсутствие становится революцией: рождается новая мода, новая архитектура.
- Когда мои родители-актеры приступали к репетициям нового спектакля, жизнь семьи погружалась в бурную полосу творческих обсуждений. Обычно споры переходили во взаимную критику на повышенных тонах, но неизменно заканчивались миром и к обоюдной пользе. Мой папа -- известный актер Артурс Димитерс.
- С детства мне нравилось наблюдать. И запечатлевать увиденное в образах. Лучшие мои рисунки папа коллекционировал. Помню, летом, когда мы жили на даче, ими была увешана вся веранда.
- Видимо, эту же модель отношений я перенесла и в свою семью, когда выходила замуж за яркого скульптора и графика Айвара Вилипсонса. Но двум художникам оказалось непросто под одной крышей.
- Для работы мне нужно несколько квадратных метров независимости -- и нам приходилось их делить. Но в творческом плане это было здорово!
- Есть вещи, которые я не могу решить одна. Если ничего не приходило в голову, я спрашивала Айвара.
- Когда родилась дочь, я подумала: "Как бы мне не испортить это существо своим влиянием!" С этой мыслью я ее растила. Но Берта с самого рождения была самой собой; ни на кого не похожей. Это веселая, остроумная, хитрая и очень добрая девчонка.
- Все мое искусство театрально, в том смысле что я -- постановщик своих переживаний. Люблю трагикомический жанр; заставить плакать и смеяться одновременно -- высший пилотаж актерской игры. Так и в живописи я стараюсь добиться пика комизма и отчаяния.
Подпишись на наш канал и читай:
- "Моя тёща -- Вия Артмане" Художник Айварс Вилипсонс
- "То, что происходит между мужчиной и женщиной, пахнет шоколадом" Художник Айварс Вилипсонс
Беседовала Ольга Федорова (с) "Лилит"