Найти тему
RigidTeller

"Hyouka" — детектив или романтика? Разбираемся.

Доброе утро. Мне часто задают вопросы из разряда: "Чем тебе нравится это аниме? Оно же самое обыкновенное!" или же "Почему ты его так высоко ценишь? Оно ведь...". Сегодня я наконец-то добрался до короткого мета-анализа этой вещи. Он не будет слишком длинным, опишет лишь определённые стартовые вещи в той мере, в которой я это смогу сделать сам. А дальше Вы уже сами будете решать "Кининаримас" ПЛЮС "Орэки не признался Читанде" или же что-то большее.

Часть 1. Хёка, как композиция детектива.

Начиная смотреть сериал, я сразу же задумался, почему нам дан именно такой набор персонажей. А именно:

Читанда Эру представляет собой чистое любопытство и эмоциональную точку зрения. Её теории всегда просты, но в основе её интуиции всегда есть свет правды. Она является источником "детективного начала", представляя собой наш интерес к этому жанру в целом.

Ибара Маяка, как точка зрения обывателя. Простая и незамутнённая мысль, как "взгляд со стороны зрителя". Эдакий доктор Ватсон местного разлива. Всегда необходимо с чем-то контрастировать. Нет глупых - нет и умных. Как и в Шерлоке, подобный персонаж необходим, чтобы развивать наше мышление и логику так, как удобно автору, а иной раз одёргивать читателя и ставить его на место "выше".

Фукубэ Сатоси, как "самопровозглашённая база данных". Всякий детектив имеет базу данных. Место для быстрого источника данных. Где-то компьютер, где-то ещё что-то. У нас таким выступает Сатоси. Быстрая и точная информация, однако лишённая какой-либо способности "самостоятельно" раскрыть себя.

И, наконец, Хотаро Орэки, воплощение дедукции как она есть. Вот и Шерлок Холмс нашей истории. Сочетая любопытство первой, отвечая на вопрос второго, пользуясь третьим, как базой данных для вывода.

С таким крутым размахом, который был дан уже в самом начале вы уже могли бы догадаться, что сериал не будет о том, как и кто мял вату в течение 24 серий. Уж точно не о "кининаримасах" и "влюблённости". Когда чёткая образность данной истории обличает задумку автора показать нечто большее.

Часть 2. Хёка, как классическая история.

Первая арка Хёка посвящена истории дяди Читанды. Она достаточно проста и незатейлива. Но помимо этого она раскрывает цель и назначение клуб классической литературы. ПЛЮС ещё некоторые интересные вещи. Давайте как раз их и рассмотрим.

Во-первых, это единственная часть аниме, где играет классическая музыка. Здесь и "Лунная Соната" Бетховена, и Прелюдия Баха до-мажор, и Габриэль Форе со своей "Сицилианой". Разумеется, всё это было сделано, чтобы подчеркнуть "классичность истории".

Во-вторых, одна из самых ярких визуально частей. В ней много рассуждений о прошлом, огромное количество сравнений ПЛЮС в ней существует множество сторонних отсылок. Местами забавных, местами не очень. Кроме того это одна из самых "ярко-выраженных" конкретно детективных частей вместе со сравнениями и мозговым штурмом характерным для жанра. Является ли это её преимуществом перед другими частями? Нет. Но делает её чрезвычайно притягательной для зрителя.

В-третьих, отсылки непосредственно к классической литературе. Начать с "внутренней", т.е. с самой "Хёки", как к книге. Ну а здесь стоит немного поподробнее. Скажите, кто из вас читал произведение Харлана Эллисона "У меня нет рта, но я хочу кричать"? Полагаю столько же, сколько людей читавших "Девушка-одуванчик" Роберта Янга. В общем, не суть. Кратко суть рассказа - человек теряет перед лицом неизбежности всё - дружбу, любовь, веру, надежду.... и в итоге даже рот, чтобы издать крик полный скорбной ненависти. Ничего не напоминает? А ведь дядя Читанды именно озвучил своей фразой само название данного великого произведения. Вот почему "Ice cream" стало "I scream".

Часть 3. Хёка, как самоанализ жанра.

Я часто слышал фразы о том, что вторая арка Хёки про "недописанную историю" и "мораль" в данном случае слаба и посредственна. Но вы отказываетесь смотреть дальше, хотя автор вас так настойчиво толкает к этому. Всё дело лишь в одном. Вы изначально пытаетесь съесть то, к чему не привыкли, что вам не нравится, а вам дали блюдо для гурмана. Сочтёте ли вы его вкусным? Нет, конечно! Ценным? Нет! Но люди привыкшие к шедеврам в данной плоскости оценят и похвалят его. Это не "вкусовщина", это умение оценить.

Арка второй части сериала крутится вокруг "недописанной истории". Тут есть несколько интересных моментов. (Ни слова о пьяной Читанде) Именно в этой части повествования другие герои высказывают "клубу классики" своё мнение о том, как должен был закончится рассказ.

Начнём с мелькающего в самом начале листка, которые описывают "Десять заповедей детективистики", о которых говорил Нокс. Для чего? Автор описывает золотой век детективов. Когда этот жанр был на своём высшем пике, а не был жанром книг, "которые пишут под ножку шкафа".

Что если посмотреть немного шире и представить людей не как "советчиков по просмотру", а как "показатель популярности жанра". Внезапно кругозор расширится, не так ли? Чтобы помочь вам понять, что я имею в виду - продолжим.

"Советчик" номер один - Дзюн Накадзё - он говорил о высоком напряжении истории, как ключевом элементе, драматичности и концентрировал внимание именно на убийстве.

"Советчик" номер два - Томохиро Хаба. Он выделял, что детектив должен наоборот иметь огромный интеллектуальный потенциал, загадки должны быть сложными и комплексными.

"Советчик" номер три - Мисаки Савагути. Она показывает таких, как я. Или таких, как вы. В-общем, всех мало знакомых с жанром детектива, которые ценят именно в жанре момент:"А-аааа, вот это да! Никогда бы не додумался".

Ну что? Вы смотрели одну историю, а автор всё это время ловко водил вас за нос. Понимаете теперь, что к чему?

Если вам было интересно это прочесть, безмерно рад и низкий поклон читателю. Возможно, позднее будет пост о второй части данного замечательного аниме. Спасибо за внимание.