Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Картина "Помещица": что осталось за кадром

Однажды мы рассматривали с вами картину "Всё в прошлом", на которой изображены две старушки - помещица и её служанка. Там действительно всё в прошлом: разрушается поместье, и женщины скромно доживают свои дни...

А сейчас хочу показать вам картину с иным настроением. Эта помещица доживала свои дни по-другому!

"Помещица", Константин Маковский, 1886. (сс) Wikimedia Commons
"Помещица", Константин Маковский, 1886. (сс) Wikimedia Commons

Перед нами Людмила Владимировна Тарновская (урождённая Юзефович) в своём поместье Качановка. А рядом с нею её верный Иван Тихонович, который когда-то был крепостным, а после отмена крепостного права так с хозяйкой и остался.

"Качановка,", "Тарновские" - эти имена многое значат в украинской истории! Ещё в 1770-х эти земли были подарены графу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому, там был выстроен дворец и все полагающиеся службы, разбит парк... Со временем Качановка стала роскошной усадьбой. А в 1820-х перешла по наследству к близким родственникам, Тарновским. Началась "эпоха Тарновских", и славная это была эпоха!

"Усадьба Г. С. Тарновского в Качановке", Василий Штернберг, 1837. сс) Wikimedia Commons
"Усадьба Г. С. Тарновского в Качановке", Василий Штернберг, 1837. сс) Wikimedia Commons

И супруг Людмилы Владимировны, Василий Васильевич Тарновский, и сын, Василий-младший, были не просто помещиками. Меценаты, коллекционеры, собиратели старины... Противники крепостного права, между прочим! При них Качановка превратилась в центр культурной жизни - туда приезжали Гоголь и Шевченко, близкие друзья хозяев, там Глинка писал "Руслана и Людмилу", там Репин делал эскизы к "Запорожцам"... Да не перечислить всего и всех!

Взгляните на эту картину. Дама в тёмном платье справа - Людмила Владимировна в молодости. Слева за столом - дядюшка её супруга, предыдущий владелец усадьбы. На спинку стула опирается Василий Васильевич, её муж. Усадьбу им предстоит унаследовать через два года. За Людмилой девушка в белом - сестра мужа, Юлия, в которую был влюблён художник Павел Федотов (помимо прочего, автор знаменитого "Сватовства майора").

Чайная комната "Фонарик" в Качановке, Алексей Волосков, 1851. сс) Wikimedia Commons
Чайная комната "Фонарик" в Качановке, Алексей Волосков, 1851. сс) Wikimedia Commons

Картина Маковского написана в 1886. Людмиле Владимировне в ту пору уже семьдесят три. Вдовела она к тому времени уже лет двадцать, и хозяином усадьбы был старший сын.

Уверена, вы знаете, как выглядел Василий Тарновский-младший, только, возможно, не знаете, что это он. Вон, слева казак в высокой чёрной шапке!

Деталь картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", Илья Репин, 1878-91. сс) Wikimedia Commons
Деталь картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", Илья Репин, 1878-91. сс) Wikimedia Commons

А сейчас перед нами скромно одетая старушка, да? На самом же деле "я повидал и многое, и многих". Женщина, которая долгие годы была гостеприимной хозяйкой великолепного дворца. Но... силы уже не те.

Вся в тёмном, в старомодном белом чепце с оборками. Присмотритесь к цвету лица! Сразу понятно, что пани Людмила много времени проводила на свежем воздухе. На подносе трогательная баночка варенья, наверное, черносмородинового...

"Помещица", Константин Маковский, 1886. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Помещица", Константин Маковский, 1886. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

Она проживёт ещё много лет, и уйдёт из жизни в 1898. В том самом году, когда великолепную Качановку Василий Тарновский будет вынужден продать, и она перейдёт к другому хозяину, тоже, в общем, хорошему. Но до этого пани Людмила уже не увидит. Наверное, к счастью. Как и смерти Василия-младшего в следующем, 1899.

Ну а Качановка... Она прекрасна и по сей день, поверьте!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory