Найти тему
Елена Шаврак

ЕГЭ по химии : новые упражнения и цепочки превращений (часть 2)

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этой статье я продолжаю анализ заданий СтатГрадовского пробника по химии от 3 марта 2021 года. Сегодня будет рассмотрен вариант 2. С одной стороны, в нем отчасти дублируются задания 1 варианта (с небольшими изменениями), с другой стороны - есть занятные моменты, которые бы хотелось рассмотреть.

Итак:

1. 4 вопрос - хим. связь. Задание вполне школьного уровня.

-2

Для выполнения этого задания запишем структурные формулы всех веществ (не учитываю валентные углы):

-3

Одинарных ковалентных связей нет в молекулах углекислого газа и азота (ответ 35).

2. 10 вопрос.

-4

С веществом Х все просто, это - щелочь. Сложнее с веществом У. Очевидно, это должен быть восстановитель. Таковых здесь 2 - пероксид водорода и щавелевая кислота. Для получения оксида хлора (IV) используют щавелевую кислоту. При этом протекает реакция:

2KClO3 + H2C2O4 = K2CO3 + CO2 ­ + H2O + 2ClO2

До сих пор в формате ЕГЭ эта реакция не актуализировалась. При рассмотрении химии кислородсодержащих соединений хлора ее обычно затрагивают, но не отрабатывают.

Ответы : 24

3. 12 вопрос.

-5

Если еще года 3-4 назад общую формулу CnH2nO в заданиях ЕГЭ по химии распространяли в подавляющем большинстве случаев на альдегиды и кетоны, то в последнее время многовариантность заданий возросла. Этой общей формулой можно описать состав любого монокислородсодержащего вещества, содержащего одну пи-связь или 1 цикл: альдегиды и кетоны с предельными радикалами, непредельные и циклические одноатомные спирты, их простые эфиры, насыщенные гетероциклические соединения с одним атомом кислорода в цикле (этиленоксид, тетрагидрофуран и т.д.). В данном случае ответы - 3 и 5.

4. 17 вопрос.

-6

Схемы реакций, приведенных в задании, не выходят за пределы школьной программы, но активное их использование некоторых из них началось только в последнее время. Это, прежде всего, реакция альдегида со спиртом с образованием полуацеталя, и, отчасти, реакция этаналя с бромной водой.

-7

Ответы - 2536

5. 18 вопрос.

-8

Усильно продвигаемое в последнее время в пробниках СтатГрада использование скелетных формул , реакция альдегида с HCN и гидролиз образующегося соединения - составляют основное содержание данного задания.

-9

Ответы - X-4, Y-5.

6. 27 вопрос.

-10

Задача идентична 27 задаче 1 варианта , решать ее буду точно так же.

-11

7. 28 вопрос.

-12

К особенностям этой задачи я бы отнесла использование практически не встречающегося в формате ЕГЭ вещества - надпероксида калия КО2.

4 КО2+2СО2=2К2СО3+3О2

Согласно газовым законам V(CO2)=2/3 V(O2)= 2/3*27=18 л

8. 29 вопрос.

-13

Задача идентична 29 задаче 1 варианта , решать ее буду точно так же.

-14

9. 30 вопрос.

-15

В приведенном перечне веществ есть только 1 окислитель ( азотная кислота) и 2 восстановителя (карбонат железа 2 и оксид хрома 3). Оксид хрома используют в качестве восстановителя в щелочной среде. Поэтому берем азотную кислоту (конц) и карбонат железа 2. В результате получаем:

-16

Провокационным в этом задании , по моему мнению, является то, что в условии указано о выделении газа (в единственном числе). Согласно уравнению реакции, будет выделяться 2 газа.

10. 32 вопрос.

-17

Наибольший "сюрприз" (для меня) во втором варианте принесло именно 32 задание. Причина: использование восстановителя, нетипичного для формата ЕГЭ. Первая реакция в цепочке превращений (взаимодействие соединений меди 2 с гидразином) может идти по разному в зависимости от среды и температуры. В избытке щелочи образуется закись меди. Последующие реакции - образование комплекса меди (I) и его разрушение сероводородом. Косвенное указание именно на комплекс меди (I) в том, что при пропускании сероводорода выпадает темно-серый осадок. Сульфид меди (II) - черного цвета.

-18

11. 33 вопрос.

-19

И снова - бруттоформулы ОВ, как опознавательный знак 33 цепочки в этом году. Изысков типа ацетильной защиты (как было в 1 варианте) здесь нет. Достаточно адекватное задание : реакция Вюрца, дегидрирование , гидратация и дегидратация, мягкое окисление двойной связи.

-20

12. 34 вопрос.

В 34 задаче я ничего примечательного не увидела.

-21

Химизм процесса - образование комплекса и его последующее разрушение. Типовые реакции, типовые расчеты. Возможно, позже разберу задачи обоих вариантов в одной из статей.

13. 35 вопрос.

-22

Тоже довольно традиционная задача. Интересно упоминание оптической активности- также актуализируется в задачах 2021 года.

Решение.

1. Схема реакции сгорания неизвестного соединения:

CxHyClzOk+O2=CO2+H2O+HCl

2. Найдем молекулярную формулу неизвестного соединения:

а) n(C)=n(CO2)= 13,44/22,4=0,6 моль,

n1(Н)=2n(Н2О)= 2*7,2 /18=0,8 моль,

n2(Н)=n(HCl)= 4,48/22,4=0,2 моль,

ncумм(Н)=n1(Н)+n2(Н)=1 моль

n(Cl)=n(HCl)=0,2 моль

n(O)=(21,7-(12*0,6+1+35,5*0,2))/16=0,4 моль

б) Молекулярная формула неизв. вещества - С0,6 Н Cl0,2 О0,4 или С3Н5ClO2

3. Указано, что неизвестное вещество- кислота. Предположим, что это - галогензамещенная пропионовая кислота. Оптически активный атом (имеющий 4 различных заместителя) есть только в 2-хлорпропионовой кислоте:

-23

4. Уравнение реакции взаимодействия 2-хлорпропионовой кислоты с избытком спиртового раствора щелочи:

-24

Резюмирую: второй вариант проще первого , разобранного мною ранее в статье https://zen.yandex.ru/media/id/5d2de3c4bc228f00aec36bc0/ege-po-himii--novye-uprajneniia-i-cepochki-prevrascenii-603dd0908c22e678cf147d5f?from=editor : органика - на школьном уровне, неорганика - " расцвечена" гидроксиламином и соединениями меди (1). Если смоделировать ситуацию, когда подобное задание попадется на экзамене, то можно ожидать серьезных проблем в этом блоке для большинства выпускников.

Кстати, 13 марта завершаю вебинарный курс по решению 35 задачи. Последний вебинар будет посвящен решению задач на вывод формул кислородсодержащих веществ (спиртов и фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, полифункциональных соединений). В подборке задач для вебинара есть задачи на оксикислоты, дикарбоновые непредельные и ароматические кислоты, полифункциональные фенолы и т.д. Участники вебинара получат ссылку на видеозапись и презентацию с решенными на вебинаре задачами. Качество этих материалов, с технической точки зрения, меня не очень устраивает. Опыт в этом деле только нарабатываю. Но с содержательной стороны подборка получилась всеобъемлющая (применительно к пробникам формата 2021 года).

Ссылка для регистрации с целью участия в вебинаре: https://forms.gle/bbbQYW6ucvGcQa9P8

Всего доброго!

Наука
7 млн интересуются