Что есть прекрасная жизнь,
как не реализация вымыслов, созданных искусством?
Н. С. Гумилев. Из письма В. Е. Аренс, 1 июля 1908г.
Поэт Гумилев был твердо уверен, что только из самого неподатливого материала можно высечь самую дивную статую. И эта позиция применима не только к творчеству, но и к самой жизни. И вот сейчас в 135 годовщину со дня рождения поэта можно с уверенностью заявить, что и биография Н. Гумилева является произведением искусства, порою даже превосходя его стихи.
Каждый творец стремился и стремится к созданию личного бренда, в котором его реальная история переплетается с творчеством, обрастает ореолом неповторимого, а порою и вовсе мифичного. Примером такого человека-легенды и является претворение Гумилевым этой уникальной, для Серебряного века, концепции в жизнь. В нашу эпоху он имел бы миллионы подписчиков в социальных сетях, и еще большее количество преданных фанатов.
Так какая она легенда о последнем рыцаре?
Детство Гумилева проходило на родине русской поэзии – в Царском Селе. Это священное место, с его славной историей, величественными дворцами, церквями и парками оставили неизгладимое впечатление на ребенка, которое явно прослеживается во многих стихотворениях поэта. Николай Степанович рос ребенком хворым и нескладным, предпочитавшим реальности свой собственный вымышленный мир, полный диковинных зверей, и сам он в этом мире был могущественным волшебником и храбрым воином.
Уже в детстве же проявились его лидерские качества, он всегда верховодил во всех играх даже над старшими товарищами. Придумывал всевозможные тайные общества, в которых непременно выступал в роли жреца или вождя. Этот период можно назвать самым гармоничным и счастливым в жизни поэта. Так и остался он душою навсегда счастливым тринадцатилетним мальчишкой. Без опасности и риска Николай Степанович не чувствовал, что живет. Подростковое увлечение приключенческими романами и географией взрастили в нем жажду к путешествиям. И Гумилев совершил несколько «экстравагантных путешествий» по Африке. В то время, когда все стремились в Европу, Гумилев выбрал для путешествия мистический континент, где было место для подвига, приключений. Стоит отметить, что это были не только туристические маршруты, но исследовательские экспедиции, в которых Николай Степанович выступал в роли руководителя. Из последней экспедиции 1913 года он привез очень интересную коллекцию различных предметов этнических групп народов галла и бесчисленное количество увлекательных историй об африканских нравах и быте, об охоте на диких животных. Рассказчиком он был прекрасным, увлекал слушателей африканскими историями так, что казалось, они лично переживали и охоту на ягуаров и беседы с почтенными шаманами. Сколько вдохновения и замечательных стихотворений и поэм подарила ему эта колдовская страна!
А дальше была война. И поэт принял ее, как и полагает настоящему войну, просто и вдохновенно. Какой же рыцарь без участия в настоящих военных действиях. И он тут же подал прошение о призыве в армию. Но, к сожалению, на медицинском осмотре поэта забраковали из-за близорукости и небольшого косоглазия. Такая мелочь не могла остановить героя и через два месяца он надел форму вольноопределяющегося лейб-гвардии Уланского полка, а еще через несколько месяца отправился на фронт. Многие его товарищи недоумевали и не понимали патриотизма Николая Степановича. Патриотизм поэта был также естественен и глубок, как и вера православная. Нечто самой собой разумеющееся и естественное, как потребность в еде и сне. Никакой жестокости и жажды человеческой крови, а только святой долг перед Родиной. Он был воином света, и не было в этом никакого позерства. За мужество и храбрость в боях Николай Гумилев был награжден двумя Георгиевскими крестами.
Ну и какая же это легенда о рыцаре, если в ней истории, в которой герой отстаивает свою честь на дуэли? В биографии поэта есть истории о паре дуэлей, но, пожалуй, самая известная и романтическая - это дуэль с М. Волошиным. Повод для дуэли был деликатным, из-за женщины. Обвинение Гумилева в оскорблении женщиныбыло ложным, но из гордости и презрения подтвердил эту ложь. Дуэль состоялась по всем правилам на рассвете за городом. Высокий спокойный Гумилев в цилиндре, сбросивший шубу на снег и огромный Волошин, напротив, в двадцати пяти шагах, в руках у обоих длинные пистолеты. На счет три прогремел выстрел, пистолет Волошина дал осечку. Гумилев громко потребовал еще раз выстрелить, но снова осечка. Естественно, поэт просил третьего выстрела, но, к счастью, слушать его никто не стал, пистолеты у дуэлянтов отняли. И Николай Степанович, подняв со снега шубу, величаво пошел к автомобилю.
Полна сплетен и слухов и личная жизнь поэта. Сам он был человеком благородным и щепетильным в отношениях с женщинами. Никогда не распространялся подробностями о своей личной жизни. Женщина занимала важное место в творчестве поэта и его жизни, где ее место рядом с мужчиной. Является его помощницей, опорой, хранительницей домашнего очага.
Многие современники поэта пишут о внешней непривлекательности поэта, но сохранившиеся фотографии и популярность поэта у женщин говорят нам об обратном. Эталонным красавцем Гумилев не был, но обладал необыкновенно притягательной харизмой, был джентльмен и поэт. Такая личность однозначно должна была иметь успех у женщин. Ему приписывают бесчисленное количество романов с его ученицами, танцовщицами, революционерками. Но главной женщиной жизни была его первая супруга – поэт Анна Ахматова. Образом которой пропитана лучшая гумилевская любовная лирика.
Пожалуй, большим количеством мифов и тайн поросли последние годы жизни поэта, о его участии в контрреволюционной деятельности, за которую он и был расстрелян. На Западе русская интеллигенция нарекла поэта символом борьбы с большевиками, о нем издавались статьи, в которых тиражировался образ смелого белого офицера, вдохновлявшего матросов на кронштадтское восстание. Многие друзья и коллеги, также верили в причастность поэта к Петроградской боевой организации. Ирина Одоевцева в своих мемуарах писала о контрреволюционности Николая Степановича, что будто быон лично ей в этом признался, после того, как она нашла в ящике его стола деньги, пистолет и прокламации.
Сложно разобраться, что есть, правда, а что ложь во всех этих историях. Но есть то, что теперь не вызывает никаких сомнений. Что дело Петроградской боевой организации и дело Таганцева являлись совершенной фикцией ЧК. И в 1991 году Н. С. Гумилев был посмертно реабилитирован, а год спустя были реабилитированы остальные 59 человек, расстрелянные по делу Таганцева 25 августа 1921 года. Существует история тайного осведомителя ЧК С. Боброва о последних мгновениях жизни Николая Гумилева: «Знаете, шикарно умер. Я слышал из первых уст. Улыбался, докурил папиросу… Даже на ребят из особого отдела произвел впечатление… Мало кто так умирает…». В гордости и мужестве Николая Степановича можно не сомневаться, вся его жизнь стала одой рыцарскому кодексу…
Подводя итог жизни поэта, трагически оборвавшейся на середине странствия земного, мы должны усвоить важный урок, которому нас научил Гумилев: «Не бояться и делать, что нужно».