Найти тему
Think poetic

Легенда о рыцаре Серебряного века

Что есть прекрасная жизнь, 

как не реализация вымыслов, созданных искусством?

Н. С. Гумилев. Из письма В. Е. Аренс, 1 июля 1908г.

​Поэт Гумилев был твердо уверен, что только из самого неподатливого материала можно высечь самую дивную статую. И эта позиция применима не только к творчеству, но и к самой жизни. И вот сейчас в 135 годовщину со дня рождения поэта можно с уверенностью заявить, что и биография Н. Гумилева является произведением искусства, порою даже превосходя его стихи.

​Каждый творец стремился и стремится к созданию личного бренда, в котором его реальная история переплетается с творчеством, обрастает ореолом неповторимого, а порою и вовсе мифичного. Примером такого человека-легенды и является претворение Гумилевым этой уникальной, для Серебряного века, концепции в жизнь. В нашу эпоху он имел бы миллионы подписчиков в социальных сетях, и еще большее количество преданных фанатов.

​Так какая она легенда о последнем рыцаре?

​Детство Гумилева проходило на родине русской поэзии – в Царском Селе. Это священное место, с его славной историей, величественными дворцами, церквями и парками оставили неизгладимое впечатление на ребенка, которое явно прослеживается во многих стихотворениях поэта. Николай Степанович рос ребенком хворым и нескладным, предпочитавшим реальности свой собственный вымышленный мир, полный диковинных зверей, и сам он в этом мире был могущественным волшебником и храбрым воином. 

​Уже в детстве же проявились его лидерские качества, он всегда верховодил во всех играх даже над старшими товарищами. Придумывал всевозможные тайные общества, в которых непременно выступал в роли жреца или вождя. Этот период можно назвать самым гармоничным и счастливым в жизни поэта. Так и остался он душою навсегда счастливым тринадцатилетним мальчишкой. Без опасности и риска Николай Степанович не чувствовал, что живет. Подростковое увлечение приключенческими романами и географией взрастили в нем жажду к путешествиям. И Гумилев совершил несколько «экстравагантных путешествий» по Африке. В то время, когда все стремились в Европу, Гумилев выбрал для путешествия мистический континент, где было место для подвига, приключений. Стоит отметить, что это были не только туристические маршруты, но исследовательские экспедиции, в которых Николай Степанович выступал в роли руководителя. Из последней экспедиции 1913 года он привез очень интересную коллекцию различных предметов этнических групп народов галла и бесчисленное количество увлекательных историй об африканских нравах и быте, об охоте на диких животных. Рассказчиком он был прекрасным, увлекал слушателей африканскими историями так, что казалось, они лично переживали и охоту на ягуаров и беседы с почтенными шаманами. Сколько вдохновения и замечательных стихотворений и поэм подарила ему эта колдовская страна! 

​А дальше была война. И поэт принял ее, как и полагает настоящему войну, просто и вдохновенно. Какой же рыцарь без участия в настоящих военных действиях. И он тут же подал прошение о призыве в армию. Но, к сожалению, на медицинском осмотре поэта забраковали из-за близорукости и небольшого косоглазия. Такая мелочь не могла остановить героя и через два месяца он надел форму вольноопределяющегося лейб-гвардии Уланского полка, а еще через несколько месяца отправился на фронт. Многие его товарищи недоумевали и не понимали патриотизма Николая Степановича. Патриотизм поэта был также естественен и глубок, как и вера православная. Нечто самой собой разумеющееся и естественное, как потребность в еде и сне. Никакой жестокости и жажды человеческой крови, а только святой долг перед Родиной. Он был воином света, и не было в этом никакого позерства. За мужество и храбрость в боях Николай Гумилев был награжден двумя Георгиевскими крестами.

​Ну и какая же это легенда о рыцаре, если в ней истории, в которой герой отстаивает свою честь на дуэли? В биографии поэта есть истории о паре дуэлей, но, пожалуй, самая известная и романтическая - это дуэль с М. Волошиным. Повод для дуэли был деликатным, из-за женщины. Обвинение Гумилева в оскорблении женщиныбыло ложным, но из гордости и презрения подтвердил эту ложь. Дуэль состоялась по всем правилам на рассвете за городом. Высокий спокойный Гумилев в цилиндре, сбросивший шубу на снег и огромный Волошин, напротив, в двадцати пяти шагах, в руках у обоих длинные пистолеты. На счет три прогремел выстрел, пистолет Волошина дал осечку. Гумилев громко потребовал еще раз выстрелить, но снова осечка. Естественно, поэт просил третьего выстрела, но, к счастью, слушать его никто не стал, пистолеты у дуэлянтов отняли. И Николай Степанович, подняв со снега шубу, величаво пошел к автомобилю. 

​Полна сплетен и слухов и личная жизнь поэта. Сам он был человеком благородным и щепетильным в отношениях с женщинами. Никогда не распространялся подробностями о своей личной жизни. Женщина занимала важное место в творчестве поэта и его жизни, где ее место рядом с мужчиной. Является его помощницей, опорой, хранительницей домашнего очага. 

​Многие современники поэта пишут о внешней непривлекательности поэта, но сохранившиеся фотографии и популярность поэта у женщин говорят нам об обратном. Эталонным красавцем Гумилев не был, но обладал необыкновенно притягательной харизмой, был джентльмен и поэт. Такая личность однозначно должна была иметь успех у женщин. Ему приписывают бесчисленное количество романов с его ученицами, танцовщицами, революционерками. Но главной женщиной жизни была его первая супруга – поэт Анна Ахматова. Образом которой пропитана лучшая гумилевская любовная лирика.

​Пожалуй, большим количеством мифов и тайн поросли последние годы жизни поэта, о его участии в контрреволюционной деятельности, за которую он и был расстрелян. На Западе русская интеллигенция нарекла поэта символом борьбы с большевиками, о нем издавались статьи, в которых тиражировался образ смелого белого офицера, вдохновлявшего матросов на кронштадтское восстание. Многие друзья и коллеги, также верили в причастность поэта к Петроградской боевой организации. Ирина Одоевцева в своих мемуарах писала о контрреволюционности Николая Степановича, что будто быон лично ей в этом признался, после того, как она нашла в ящике его стола деньги, пистолет и прокламации.

​Сложно разобраться, что есть, правда, а что ложь во всех этих историях. Но есть то, что теперь не вызывает никаких сомнений. Что дело Петроградской боевой организации и дело Таганцева являлись совершенной фикцией ЧК. И в 1991 году Н. С. Гумилев был посмертно реабилитирован, а год спустя были реабилитированы остальные 59 человек, расстрелянные по делу Таганцева 25 августа 1921 года. Существует история тайного осведомителя ЧК С. Боброва о последних мгновениях жизни Николая Гумилева: «Знаете, шикарно умер. Я слышал из первых уст. Улыбался, докурил папиросу… Даже на ребят из особого отдела произвел впечатление… Мало кто так умирает…». В гордости и мужестве Николая Степановича можно не сомневаться, вся его жизнь стала одой рыцарскому кодексу…

​Подводя итог жизни поэта, трагически оборвавшейся на середине странствия земного, мы должны усвоить важный урок, которому нас научил Гумилев: «Не бояться и делать, что нужно».