Добрый вечер.
Вспоминала свои прошлые турниры (давно это было, но каждый турнир всегда вспоминаю с улыбкой), чтобы показать ребятам что-то дельное. Не для того, чтобы похвастаться, а чтобы чему-то научить. Когда смотришь партии того, кто тебе знаком, мне кажется, ошибки и сильные ходы воспринимаются иначе, ведь этого человека ты знаешь, и знаешь, что он ни один год посвятил шахматам.
В последнее время мы проходили способы защиты. Здесь я отмечала то, что нужно быть упорным и собранным до конца, всегда думать о своих возможностях и искать контр-шансы.
В пример на одном из занятий я привела свою партию с Т. Айрапитян. Отыграла я её неважно. Мне понравилась собранность соперницы и её воля к победе. Моя неопытность и пассивная игра стали примером того, что не надо делать. Чтобы ребята не считали ошибки чем-то, что случается только с ними, и не боялись играть, а потом — анализировать свои партии. Ведь как говорил Э. Ласкер «Без ошибок не может быть блестящих побед» . Каждая ошибка даёт нам повод к анализу и самоанализу, т. е. к процессу размышления.
Поскольку в моей практике было не много партий с крупных турниров, оставлю эту партию здесь. Юным шахматистам, может быть, понравится, т. к. ошибки простые.
Итак...
Т. Айрапитян (2162) — И. Манакова (2200), 58 чемпионат России по шахматам среди женщин, первая лига (03.03.2008)
- e4 c5 2. Nf3 e6 3. d4 cxd4 4. Nxd4 a6 5. Nc3 Qc7 6. Be3 Nf6 7. Qd2 Bb4 8. f3 d5 9. Bd3 здесь моя соперница совершила «угаданную» тренером ошибку, что позволило мне с дебюта остаться с фигурой за две пешки:
9… - e5 10. Nb3 d4 11. Nxd4 exd4 12. Bxd4 Nc6 13. Bf2 Be6 14. Bg3 Qa5 15. O-O
Казалось бы что может быть проще? Меняй все фигуры, переходи в эндшпиль и там уже можно будет реализовать преимущество. Поэтому стоило сразу же побить коня на с3 и вызвать серию разменов, создавая слабую сдвоенную пешку по линии «с». Например: 15... Bxc3 16. Qxc3 (16. bxc3 O-O 17. f4 Bc4 18. Bxc4 Qc5+ 19. Kh1 Qxc4) 16... Qxc3 17. bxc3 Na5 18. Rfd1 O-O).
Сейчас мне, конечно, сложно сказать, почему я так не сходила, ведь ходы бросаются в глаза. Возможно был эффект радости после того, что у меня фигура за две пешки получилась и то, что удалось что-то даже «угадать». Своим ребятам я это проговорила ещё раз во время разбора партии:
Даже если у вас лишняя фигура, играйте дальше и не расслабляйтесь — концентрация на поиске сильных ходов должна быть максимальной. Особенно, если вы что-то выиграли по позиции. Соперник будет играть сильнее. Он нацелен на то, чтобы отыграть фигуру. И он максимально собран. Поэтому и вы должны быть максимально собраны во время партии.
А продолжили мы так: 15… - Nh5? 16. Bh4 Be7 17. Bxe7 Nxe7 18. f4
Думаю, тогда я опасалась сделать рокировку в короткую сторону, поскольку две белые пешки f и e уже близки к позиции короля. Все фигуры белых нацелены на королевский фланг. Но, как оказалось, можно было активизировать свои фигуры. Например, 18... Qb6+ 19. Kh1 Rd8. Наверное, фигур было бы достаточно для защиты. И даже после: 20. f5 Bd7 21. g4 Nf6 22. g5 Ng4. Позиция чёрных открыта. В любой момент можно подключить оставшиеся фигуры. Опасаться не стоило. А вот ход 0-0-0, сделанный мною в партии, кажется сомнительным. Позиция короля открыта: 18… - O-O-O? 19. Qf2 Kb8 20. Rab1 Qb4 21. f5 Bc8 (21... Bc4? 22. a3) 22. Kh1
Видно, что позиция чёрных не так хороша, как хотелось бы. Но всё же были шансы, если немного активизировать фигуры. Я же решила, что размен ферзей будет весьма кстати, упуская возможности за белых: 22… - Qd4? 23. Qh4 Nf6 24. Qg3+ Ka8 25. Ne2 Qb6 26. Qxg7 Rhg8 27. Qxf7
Вот здесь, когда у белых появилось две проходные пешки (а по очкам — четыре пешки за фигуру), стало понятно, что теперь игра в их пользу. Организовать атаку по линии g будет сложно. Дальнейшие ходы приведу уже без комментариев: 27… - Qd6 28. Nf4 Rdf8 29. Qb3 Rg4 30. Qa3 Qc7 31. e5 Rxf4 (31... Qxe5 32. Rbe1) 32. Rxf4 Qxe5 33. Rbf1 Rg8 34. Qb4 Nfd5 35. Qd4 Qxd4 36. Rxd4 Ne3 37. Re1 N3xf5 38. Rf4 h5 39. Re5 Rg5 40. Kg1 Kb8 41. h4 Rg4 42. Rxg4 hxg4 43. h5 Kc7 44. Rxe7+ Kd6 (44... Nxe7 45. h6) 45. Re8 Bd7 46. Rd8 Nh6 47. Bg6 1-0.
Спустя столько лет я посмотрела эту партию и ошибки кажутся детскими. Чему научила меня эта партия?
1. Даже если ты хорошо выучила дебютную веточку и попала при подготовке к сопернику «в точку», это не значит, что нужно внутренне радоваться. Да, это определённо вселяет уверенность. Но, концентрацию терять не стоит. Нужно думать о следующих ходах.
2. Даже если ты попал в ту ветку варианта, которой не знал, это не значит, что нужно внутренне расстраиваться. Наоборот нужно собраться и искать лучшие ходы. Потому что соперник в этот момент может расслабиться, а ты сможешь найти хороший сильный ход и сделать ничью или даже выиграть.
3. Одна из хороших стратегий игры, когда у тебя есть лишняя пешка или фигура, - размениваться. Но это не значит, что размен — это самоцель. Разменивать фигуры тоже нужно правильно. Сильные — на сильные. Или так, чтобы где-то создавались слабости.
4. Полезно разбирать свои партии не только с тренером, но и самостоятельно, чтобы понять свои ошибки и постараться их снова не совершать.
Надеюсь, этот материал будет кому-нибудь полезен. Хорошего настроения. С Уважением...
P.S. Впервые оставила эту "пробу пера" в группе в ВК: https://vk.com/@manakova_chess_school-bez-oshibok-ne-mozhet-byt-blestyaschih-pobed