В борьбе с особенностями развития закономерно, что почти всё время эти особенности и забирают. Многие другие моменты при этом остаются как бы "за кадром" - их развивать вроде и хочется, и полезно, да всё недосуг. Одним из таких моментов является крупная моторика. Говоря попроще, физическое развитие.
Кто хоть когда-нибудь бывал на кружках по детскому развитию, мог наблюдать, что там с малышами не только, условно говоря, какую-нибудь пирамидку собирают или песочек перекладывают. Там всегда есть физкультурная составляющая. Я долго думала, что это для того, чтобы малыши немного размялись и выбегались. Но на самом деле эти простенькие детские зарядки тоже важная составляющая. И вот почему:
- В мозге первыми после рождения развиваются зоны контроля движений и сенсоров. Это база, на которую дальше будет наслаиваться всё остальное. Чем лучше она работает, тем более верно ЦНС будет истолковывать сигналы из мира, выбирать ответные действия, познавать и учиться;
- Зеркальные нейроны, ответственные за повторение действий, располагаются в частях мозга, отвечающих за контроль над движениями. Развивая ребёнка физически, мы "дозреваем" эти части, способствуя появлению имитации. Так как имитация требует большого внимания к человеку, за которым нужно повторить действие, это также помогает "вытаскивать" ребенка из скорлупы и делать так, чтобы он больше замечал окружение;
- Зон, участвующих в движении и равновесии очень много - задействуя и развивая их, мы фактически развиваем весь мозг:
Норме физическая культура полезна. Но малышам с нарушениями развития, у которых явно есть неуклюжесть, моторное отставание, проблемы с кожной чувствительностью, физическое развитие не то, что полезно. Оно необходимо для качественной реабилитации.
Я уже выкладывала здесь самые первые упражнения, которые скорее даже не упражнения, а игры, где ребёнку просто надо много двигаться. Пока малыш толком ничего не понимает и особо ничего не повторяет, рекомендую начинать именно с них.
Но малыши же понемногу растут. С появлением минимальной имитации понадобится что-нибудь посложнее. Однако уровень нормы, где нужно заниматься с инвентарём, выполнять какие-то сложные композиции движений, многие особые дети просто не тянут. Поэтому, чтобы не стоять на месте и двигаться дальше, стоит заниматься лечебным плаванием, АФК или ЛФК.
Для тех, у кого нет возможности посещать занятия с инструктором из-за отсутствия денег, секций или специалистов, предлагаю ниже подборку простых упражнений для выполнения на дому. Из них можно выбрать то, с чем малыш наверняка справится и составить небольшую гимнастику на 10-20 минут. Регулярные занятия (не меньше 3 раз в неделю) постепенно будут укреплять и помогать развиваться.
В этих упражнениях минимальный объем движений. Они достаточно легкие для повторения и на первый взгляд кажется: ну чему тут может научится ребёнок? Однако пусть простота не вводит вас в заблуждение. Цель подобных занятий не накачать мышцы и не развить лёгкие бегуна. Они нужны, чтобы научить ребёнка чувствовать своё тело и лучше управлять им.
Не старайтесь в первый же день сделать побольше. Не забывайте, что вы не готовитесь на соревнования, а по сути проводите коррекционную работу. Для маленьких детей и особых ребят, у которых плохо с произвольностью движений, на каждое упражнение достаточно 3-5 повторов - не более. Если ребёнок будет хорошо справляться, можно постепенно увеличить число повторов до 5-7.
Рекомендую начинать с упражнений на дыхание. Когда мы глубоко дышим, в мозге активируется поясная извилина - наряду с дыханием, она ответственна за запуск исполнительного контроля. То есть, мы фактически вручную запускаем самоконтроль. Эти упражнения полезны всем, но особенно они хороши для тревожных и агрессивных детей:
- Ноги на ширине плеч. Ребенок поднимает руки вверх и встаёт на носки. Делает глубокий вдох. Затем опускает руки и пятки вниз и выдыхает.
- Ноги широко расставлены (насколько может). Руки разведены максимально в стороны. Нужно как можно быстрее обнять себя (ладони оказываются на лопатках), резко выдохнув. А потом медленно вернуться в изначальное положение, потихоньку набирая воздух вдохом.
- Стоя, нужно сплести ладони вместе и положить на затылок. Локти смотрят в разные стороны. На глубоком вдохе ребенок потихоньку сводит локти вместе, на выдохе (через рот) - размыкает их.
После небольшой дыхательной разминки можно приступить к упражнениям на общую моторику.
Имейте ввиду: некоторым детям по крайней мере вначале может быть сложно выполнять поочерёдную серию движений типа вправо, влево и вперёд. Поэтому допустимо хорошо разучить каждое движение. Например, выполнить 3 раза только вправо, 3 раза только влево, 3 раза только вперёд. После того, как движения будут отточены, можно предлагать серию.
- Ребёнок ровно стоит и смотрит вперёд. Он наклоняет голову вправо, влево (стараясь коснуться плеча), вперёд (стараясь коснуться подбородком груди), назад (смотря на потолок).
- Ноги на ширине плеч. Руки упираются в талию. Аккуратные наклоны туловищем вправо, влево, и вперед.
- Ребёнок сидит на стуле, опираясь на его спинку. Поднимает одну ногу (тянет носок, нога прямая). Опускает ногу и выполняет тоже самое другой ногой. Если очень легко, можно начать поднимать так: правую, левую, обе ноги или только обе ноги.
- Ребёнок сидит на стуле, опираясь на его спинку. Нужно нагнуться туловищем вперед, коснувшись пальцами рук пола (руки по бокам от ног). Затем выпрямиться в исходное положение.
- Сидя на стуле, малыш сплетает ладони вместе и кладет на затылок. Нужно медленно до предела поворачивать туловище из стороны в сторону. Ноги при этом не двигаются. Стопы упираются в пол.
- Сидя на стуле, ребёнок поочередно катает 2 массажных мячика типа су-джок стопами. Прокатывает, удерживая левой ступнёй, мячик на максимум от себя, а потом к себе. Затем делает также правой ступнёй.
- Ходьба по комнате с маленьким мешочком с крупой на голове или книгой. Нужно удерживать равновесие, чтобы предмет не упал.
- Садиться на стул и вставать с него, чтобы мешочек или книга не упали с головы.
- Лежа на ковре, малыш поочередно поднимает правую, затем левую руку, затем обе руки.
- Лежа на ковре, малыш поочередно поднимает то правую, то левую ногу.
- Лежа на ковре, малыш поднимает обе ноги одновременно. Между ногами он удерживает мяч.
- Стоя на четвереньках, ребёнок поочерёдно то прогибает спину, поднимая голову и вдыхая, то выгибает спину горбом (как злая кошка), выдыхая (фото ниже). Упражнение хорошо расслабляет всё тело, особенно позвоночник, и неплохо подходит для завершения.
Кроме прицельных упражнений, дополнительно для развития крупной моторики полезны регулярные прогулки на детских площадках с поощрением ребёнка полазать, побегать, походить, удерживая равновесие.
Также, в вашу пользу могут сыграть отказ от транспорта и ходьба пешком по возможности. Не лишним будет отказ от лифта (если позволяет здоровье) и подъём по лестнице - это довольно энергозатратные движения, вынуждающие поочередно работать ноги. Дети с особенностями развития часто долго ходят по лестницам приставным шагом и держатся за перила. Регулярная практика невольно учит их лучше удерживать равновесие и управлять своим телом.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)
Диспраксия - что это такое и почему она напоминает алалию, аутизм и другие нарушения развития?
У ребёнка проблемы с эмоциями, вниманием, мотивацией? Работаем с лобной долей мозга