Легенды советского хоккея приводили монументальную державу к победе раз за разом поэтому и имели солидные гонорары. Согласно воспоминаниям журналистов, а также жен хоккеистов, зарубежные клубы предлагали знаменитой «пятерке» (Михайлов, Третьяков, Мальцев, Якушев и Харламов) контракты на 1 млн., если только те захотят перейти в НХЛ. Интересно, что на тот момент перечисленные игроки уверенно отвечали отказом от заоблачных сумм во имя чести, совести, патриотизма и Родины. А что же последняя предлагала им взамен, хватало ли на хлебосольную жизнь?
Итак, согласно меркам Советского Союза, лучшие хоккеисты, представляющие сборные страны, имели высокий оклад до 300 рублей в месяц. Так, если в 70-80-е годы средняя зарплата рабочего едва ли достигала 140, а спорт еще не вышел на уровень профессионального, то такую оплату труда вполне можно считать достойной. Кроме того, победы дополнительно премировались – по 100 рублей за каждый удачно отыгранный матч.
Третьяк вспоминает, что на пике карьеры, будучи игроком за сборную, он получал в месяц 300 рублей, а еще доплату за капитанство в 120. Дополнительно ЦСК премировала игрока за каждую победу суммой 180 рублей. Если посчитать, что в среднем число побед за сезон достигало около 30, то можно себе представить накопления хоккеиста к его окончанию. А за мировое первенство можно было и вовсе получить 1,5 тысячи.
Евгений Зимин помнит, как победа на Олимпиаде 1972-го принесла ему доход в 300 долларов. Также от правительства можно было ожидать такие «поощрения» как квартиры и машины. Не пренебрегали советские хоккеисты открывшейся возможностью заработать на спекуляции. По слухам, на этом деле один раз попался даже сам Ваоерий Харламов, который пытался ввезти партию джинсов в СССР. Но никаких санкций к нему применять не стали.
А вот Вячеслав Фетисов, многолетний капитан сборной Советского Союза, не хотел делить гонорары с Совинтерспортом и «продался» за 250 тысяч долларов. «Русская Ракета» Павел Буре также отправился завоевывать НХЛ. Американский агент попался ему на славу – выбил контракт с «Ванкувером» сроком на 4 года и суммой в 2,7 млн. долларов – несусветные суммы на те годы. Правда, Буре с барского плеча 50 тысяч отправил родному ЦСКА.
Александр Могильный в возрасте 20-ти лет рискнул перебраться из сборной СССР в «Сэйбрз», который предложил ему контракт на 5 лет и зарплату в 1 млн. долларов.
Игорь Ларионов получил такие же заманчивые предложения от Штатов, как и Макаров, Крутов, Фетисов, а именно 1,1 млн. долларов. Отказался из этой компании только Фетисов, а остальные «съели наживку», правда последняя аккуратненько скатилась до 750 тысяч. И все же сумма запредельная на тот период времени. Правда Ларионову все равно пришлось 50% отправлять Совинтерспорту.
Интересно, чем же были обусловлены такие существенные разницы в зарплатах лучших игроков?