Найти тему
Часовой истории

Сталин прочитал два разных киносценария. Один забраковал, с другим согласился, но со своими рекомендациями. О каком фильме речь?

Оглавление

От автора.

Этот фильм смотрел в далеком детстве, помню, что понравился. Экшен, в меру ужастик. Видимо натурализм и жестокость в кино уже тогда входили понемногу в моду, добавляя фильмам на историческую тему красок и эмоций. А то некоторые, бывает, смотрят на красивые наряды, сундуки с драгоценностями и думают, было бы здорово пожить в то время. Посмотрев тот фильм, был рад, что все это в прошлом - вся эта средневековая дикость нравов. В общем, фильм запомнился. А недавно узнал интересный факт - оказывается, Сталин имел непосредственное отношение к фильму, точнее к его сценарию. Но как сценарий вообще попал к нему, зачем.

Несколько ссылок в тексте и деталей добавят теме живых красок.

НЕ физкультурник

Начнем с того, что Сталину действительно нравилось кино и театр, иначе ноги б его ни в театре, ни в кино не было. Тратить драгоценное время на пустяки он бы точно не стал. Или мог, например, посещать стадионы - в то время в СССР проходило много спортивных соревнований, которые народ очень любил и в выходные дни массово шел туда, а не шашлыки, как сейчас. Сталин физкультурником не был- покалеченная в детстве рука исключала такую возможность. Зато охотно играл на бильярде, в городки. Спортивную тему в семье развивал его сын Василий.

Язык музыки

Но спорт не особенно его увлекал и свое свободное от государственных дел время Сталин в основном посвящал культуре и искусству, невероятно много читал, как специальную, так и художественную литературу, слушал музыку - у него была солидная коллекция пластинок и хороший проигрыватель - подарок Черчилля.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2808638/pub_5f7f6b020ed9ec1e0a670c18_5f7f720cbd4c464556548cc0/scale_1200
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2808638/pub_5f7f6b020ed9ec1e0a670c18_5f7f720cbd4c464556548cc0/scale_1200

Проигрыватель Сталина

Музыка была созвучна его душе, как способ передачи эмоций и тонких аналогий с личными переживаниями, в которых однажды признался в личной беседе Молотову - "моя жизнь безжалостна, как дикий зверь..". Так оно и было, кто хоть немного знает о том, как складывались его личные отношения с близкими людьми. Близкого друга, Кирова, убили. Первая жена умерла от тифа через год после венчания, вторая жена, которая была намного его моложе, дико его ревновала, а потом застрелилась из пистолета, который ей подарили (надеялись, что во время очередной вспышки ревности, выстрелит в мужа, но любовь к нему все же была сильнее и молодая женщина выстрелила в себя, не сумев справиться со своими эмоциями и подозрениями).

Не просто зритель

Быть ПРОСТО зрителем, Сталин точно не мог. О том, насколько велика сила искусства, Сталин понимал на себе. Еще в юности он увлекался поэзией, писал стихи, занимался переводом поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре". Став во главе государства, Сталин нашел практическое применение искусству, превратив его в инструмент идеологического и духовного воспитания нового человека. И кино было на первом месте, как наиболее доступное и удобное для восприятия. Сталин не признавал никакой элитарности искусства. Если поэма, книга, музыка или спектакль были не понятны большинству зрителей или воздействовали негативно, погружая в депрессию и уныние, разочарование, Сталин с такими творцами вел публичную дискуссию на страницах газет и литературных журналов, критиковал, убеждал, что пролетарское искусство должно помогать слабому стать сильным, а не наоборот. В выражениях он не стеснялся, не щадил самолюбия даже маститых мастеров, которые ранее уже имели Сталинские премии за свои произведения. Вполне мог высказаться в таком ключе, что:

- Есть такие книги, после прочтения которых хочется повеситься. Это авторы выплескивают свою запутанность в жизни на других.

Стимулы для "творческой элиты"

Для стимулирования фантазии творцов Сталин использовал и материальное вознаграждение. Удачная (идеологически выдержанная, интересный сюжет, хорошая актерская игра) картина приносила ее создателям в полном смысле слова "золотой дождь" - сталинские премии нескольких степеней в зависимости от заслуг, подарки (машины, дачи, квартиры), приглашение на кремлевские вечеринки и новые заказы. В этом не было ничего нового - творческая богема всегда была любима и обласкана сильными мира сего. Но в СССР при Сталине артисты, режиссеры, писатели, музыканты становились заслуженными только в том случае, если своим талантом были полезны государству - способствовали воспитанию разносторонне развитой личности.

Сталинские премии

Распределением премий занимался не сам Сталин. Для этого существовал целый коллектив, который собирал, обобщал информацию и на стадии съемок фильма, постановки спектакля, анонса книги готовили списки награжденных с проставленными степенями (первая, вторая или третья). Списки оказывались на столе у Сталина. Он смотрел и вносил изменения, если считал нужным. Примеров множество. Приведу один.

Вера Васильева рассказывала в одном из своих интервью, как получила сталинскую премию за небольшую роль в фильме "Сказание о земле сибирской", хотя ее никто даже в список не включил, мол, роль то с гулькин нос, да и молодая, не заслужила. Сталин решил иначе.

-2

Как обычно, принесли списки для окончательного решения; просмотрел, вернулся к списку актеров, перевернул лист, посмотрел там, видимо не нашел, кого искал:

— А где юная прелесть?

Сразу поняли, что речь о Васильевой.

-3

-Актриса, которая играла буфетчицу... хорошо сыграла. Как ее фамилия... Молодых поощряйте, а то у вас премии одни и те же получают.

В кинозале

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/108343/pub_5d5c550f6d29c100ad1da9a6_5d5c5641ecfb8000ad17242e/scale_1200
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/108343/pub_5d5c550f6d29c100ad1da9a6_5d5c5641ecfb8000ad17242e/scale_1200

Но бывало и по другому. Сталин смотрел новый фильм "Поезд идет на восток" (1947 год). Сюжет комедийный, но несколько занудный - герои, очень симпатичные и веселые, едут в поезде от станции к станции попадают в те или иные комедийные ситуации.

Сталин честно высидел треть, потом спросил тихонько у сидевшего рядом:

- А сейчас какая остановка? (имея ввиду сюжет фильма)

- Демьяновка, товарищ Сталин.

- Вот на ней я и сойду.

И ушел с просмотра. Ясно, что не понравилось. Ленту раскритиковали. Режиссер Райзман, конечно, посчитал, что ленту недооценили. Лента прокат вышла много позже и прошла незаметно. Решил сам посмотреть, может Сталин не прав, придрался, а сам просто не понял гениального замысла. Увы. Я высидел еще меньше, с десятой минуты крутил в ускоренном режиме. Хотя актерская игра временами мне нравилась. Но вот сюжет... урезать бы раза в три, получилась бы отличная короткометражка.

-5

О чем подумал Сталин, покидая зал..может быть о том, что надо начинать со сценария и влиять на конечный результат на стадии, когда можно что-то поправить. Производство картин оплачивалось целиком и полностью из госбюджета и стоило немало. Обидно - потратить деньги и отправить фильм на "полку". Впрочем, в СССР деньги находились и на подобные режиссерские эксперименты. На полках"

  • Реакция Сталина, когда он впервые увидел себя на экране и услышал свой голос

Выбирал сценарий

Ярким примером непосредственного участия Сталина в будущей картине стала история с фильмом "Георгий Саакадзе". Ему прислали для ознакомления сразу два сценария. Картину собирался снимать режиссер Михаил Чиаурели.

"Записка И.В.Сталина председателю комитета по делам кинематографии при СНК СССР И.Г.Большакову по поводу сценариев кинофильма "Георгий Саакадзе", 11 октября 1940 г.

"Тов. Большакову Копия: Леонидзе Копия: Антоновской и Черному.

Я получил на днях два сценария на тему "Георгий Сааксдзе": один - Антоновской и Черного, другой - Леонидзе.

По-моему, сценарий Леонидзе неудачен. Он беден в художественном отношении. Он несколько примитивен с точки зрения выбора и использо­вания исторического материала.

https://bigenc.ru/media/2016/10/27/1235173331/9450.jpg
https://bigenc.ru/media/2016/10/27/1235173331/9450.jpg
-7

-8

-9

Сценарий Антоновской и Черного свободен от подобных недостатков. Но у него имеется другой недостаток. Он кончается победой, апофеозом политики Саакадзе и самого Саакадзе. Но такой финал, как известно, не соответствует исторической действительности и создает ложное представ­ление о прошлом Грузии. На самом деле, как повествует история, поли­тика Саакадзе, хотя и прогрессивная с точки зрения будущей перспекти­вы Грузии, потерпела поражение (а сам Саакадзе погиб), так как Грузия времен Саакадзе еще не успела созреть для такой политики, т.е. для ее объединения в одно государство путем утверждения царского абсолютиз­ма и ликвидации власти князей. Причина ясна: князья и феодализм ока­зались более сильными, а царь и дворянство - более слабыми, чем пред­полагал Саакадзе. Саакадзе чувствовал эту внутреннюю слабость Грузии и вознамерился перекрыть ее привлечением к делу внешней (иностранной) силы. Но сила внешнего фактора не могла компенсировать внутреннюю слабость страны. Так оно и произошло, как известно. В обстановке этих неразрешимых противоречий политика Саакадзе должна была потерпеть - и действительно потерпела - поражение.

Я думаю, что эта историческая правда должна быть восстановлена в сценарии Антоновской и Черного.

И если она будет восстановлена, сценарий Антоновской и Черного мож­но будет квалифицировать как одно из лучших произведений советской кинематографии.

И.Сталин

РЦХИДНИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 127. Л. 399-400. Копия".

В итоге в 1942 году фильм "Георгий Саакадзе" был снят в двух сериях на Тбилисской киностудии режиссёром Михаилом Чиаурели по мотивам романа А. А. Антоновской «Великий Моурави» и по сценарию, который как раз и рецензировал Сталин.

Впечатление

Помню, что смотрел этот фильм в далеком детстве, когда наша семья жила в Аджарии. Посмотрел недавно, чтобы освежить впечатление. Скажу так - фильм сделан крепко благодаря отличному сценарию, однозначно. Игра актеров и съемка, на мой взгляд, лучше, чем в современных исторических фильмах, которые берут спецэффектами и компьютерной графикой. В 1942 году о таком и не слышали, а фильмы снимали мощные.

За фильм "Георгий Саакадзе" были награждены Сталинской премией 1-й степени актёры Верико Анджапаридзе и Акакий Хорава, режиссер Михаил Чиаурели а также оператор-постановщик Александр Дигмелов. Интересная деталь. В этом фильме оказывается снимался и Георгий Данелия, который сыграл крестьянского мальчика и турецкого янычара, но эпизоды были вырезаны из прокатной версии. Сталин тут ни при чем - подгоняли под определенный хронометраж.

От автора в заключение темы.

После хрущевских разоблачений память о Сталине вычищали отовсюду. О том, что он имел отношение к фильму "Георгий Саакадзе", я, например, вообще не знал, другие, думаю, тоже. Сейчас фильм смотреть намного интереснее (рекомендую) потому, что в нем отражена еще одна грань личности Сталина - серьезного заказчика, сделавшего СССР страной, не только с ядерным оружием, но и мощнейшей киноиндустрией.

На кино при Сталине находились деньги и возможности даже во время Великой Отечественной Войны. После развала СССР отечественная киноиндустрия превратилась в нищего побирушку, который ходит по спонсорам с протянутой рукой.

Современные сценарии - отдельная тема. Кто-то их заказывает, оплачивает фильмы, в которых советскую историю, особенно сталинского периода, преподносят как адский ад, память о котором стремятся выжечь у людей "новой правдой", откровениями, которые противоречат нормам морали и здравого смысла в принципе. Но такое кино в России продолжают снимать и деньги на него находятся всегда. Многие верят тому, что там показывают. Другие возмущаются.

Видимо поэтому сейчас некоторые фильмы такие, что после просмотра ощущение, будто в траве во что-то наступил. За такие фильмы сценаристы и режиссеры получают не гонорар, а свои тридцать серебренников.

Уважаемый читатель, если материал понравился, отметь пальцев вверх, за это спасибо. За подписку и репост - отдельное спасибо.

С уважением автор.

Предлагаю другие свои статьи, которые, возможно, остались вами незамеченными.

Зачем надо было переносить Пост № 1? У Мавзолея этот церемониал внушал трепет и гордость. Сейчас только скорбь и печаль.

О необоснованных репрессиях военспецов, в которых обвиняют Сталина

Сталин в отпуске по болезни изучал английский язык, электротехнику и тяжелое машиностроение

О советском враче, который в Антарктиде, чтобы не умереть, сам себе сделал полостную операцию

Во ВОВ у нас даже повара воевали так, что немцы и на танке ничего не могли, а вернее, не успевали сделать. Вот это люди.

О немце, солдате Вермахта, который в 2012 году был причислен к лику православных святых

Известный рок-музыкант Фил Коллинз спас и увез в Англию памятник Энгельсу, который на Украине осквернили.

Как Сталин пошутил над болгарами, когда они попросили слишком много правительственных лимузинов

"...побыл бы немножко евреем. Хорошо бы покушали" - Игорь Моисеев о несостоявшемся банкете.

Река Шуя в Карелии поражает своей нереальной красотой.

Сталину подавали сведения о бактериологическом, химическом и ядерном оружии в специальном красном блокноте

Также приглашаю посетить мой канал "История с перчиком" - в поисковике дзэн просто набрать название и вы там