Найти тему
Истории Алексея Боярского

"Нокаут": как опытный HR-директор отвоевал рабочее место

Оглавление

Офисный рассказ, 2006 год.

Пропущенный удар в челюсть опрокинул директора по персоналу на пол. Однако, силы еще оставались. Он вскочил, принял стойку и нанес противнику серию сокрушительных ударов по корпусу и в лицо. Противник зашатался и… Все испортил раздавшийся совсем некстати телефонный звонок секретаря генерального: босс вызывает HR-директора к себе. HR тяжело вздохнул, остановил уже проигранный раунд игры и выключил монитор.

Едва ступив на порог начальственного кабинета, HR почувствовал неладное. Генеральный был не один – в кресле перед его столом поглаживал бороду незнакомый мужчина средних лет. HR внутренне поморщился: «Как пить дать, еще один кандидат по рекомендации Очень Хороших Знакомых…»

- Знакомьтесь, это наш директор по персоналу, - начал представление генеральный, - а это, Илья Савич Берендей, консультант по управлению, известный коуч и, кстати, мой профессор на программе МВА.

Босс кивнул на рамку с недавно полученным дипломом и продолжил:

- Выходит к нам на работу в должности заместителя генерального директора по организационному и кадровому развитию.

Вопрос: «А кто же тогда я и в чем заключается разница в функциях?» опытный HR произносить не стал, но выразил в недвусмысленном взгляде на босса.

- Ну, его задача помочь тебе решить вопросы, в которых он лучше разбирается. Короче, будете работать в одной команде…

Мыши и крысы домашние паразиты, очень похожие друг на друга. Однако, вместе под одной крышей никогда не живут. И, уж тем более, в одной команде не работают. Закон природы. Директор по персоналу был человек опытный и иллюзий не питал: появление консультанта по управлению никогда ничего хорошего кадровику не сулит. Временного «специалиста-консалтера», как правило, пережить можно. Тот как внутренний голос: подсказывает, подсказывает клиенту, но рано или поздно пропадает, оставляя последнего наедине с новыми проблемами. Но, консультант в штате, фактически, полностью дублирующий функции HR-директора! Это уже бой до полной победы, до нокаута, а вернее, до увольнения.

«Борода», как естественно, сразу окрестили в офисе нового зама, приступил к работе уже с ближайшего понедельника. Начал по всем правилам – с «кадрового аудита». Правда, достаточно странно: запросил в службе персонала все имеющиеся пыльные папки (с личными делами, инструкциями, приказами и т.д.). Директор по персоналу счел, что становиться на дыбы и чинить препятствия будет для него слишком мелко (хотя, мог бы), поэтому папки предоставил.

Недели две Борода занимался «детальным изучением документов», к директору по персоналу с вопросами не обращался. При этом, о чем-то периодически подолгу совещался с генеральным. HR-директора на эти совещания не звали. Третью неделю Борода «пошел в народ». «В принципе, шаг верный, - как профессионал отметил про себя HR, - поговорить с персоналом в рамках кадрового аудита необходимо». Однако, вопросы, с которыми Борода полез к сотрудникам, вызывали у последних недоумение и даже смех. Судя по всему, он проводил психологическую оценку. Сотрудники периодически интересовались у директора по персоналу, что за «новый хрен ходит у них в офисе», и какая теперь роль у самого кадровика. HR директор отшучивался, давая понять, что ничего серьезного пока не происходит, однако, сам с каждым днем нервничал все больше и больше…

- Вот, почитай, - сказал генеральный и положил перед HR-директором толстую папку под названием «План развития Компании по результатам кадрового аудита».

Директор по персоналу взвесил папку на руке и взглянул на босса. По сияющему лицу и горящим глазам генерального было видно, что он до чертиков доволен.

Уже с первых страниц «Плана развития» стало ясно - писал его теоретик. Чувствовалось, что автор сего труда прочел много «умных книжек». Красивые термины, хрестоматийные штампы… Директор по персоналу читал и улыбался - чистейший детский сад. Разумеется, как профессионал, он может и должен возразить. Хотя, возможно и не подставляться. Ну, хочет босс потратить время на совершенно бессмысленное определение и прописание «Миссии», пусть поиграет… А так же, пусть спровоцирует на ровном месте кучу конфликтов, проведя по рекомендации нового зама аттестацию «360 градусов» с выдачей результатов. Пусть, подчиненные открыто оценят своих начальников. В принципе, все абсолютно бессмысленные, а временами, и вредные пункты плана «большого специалиста» лично HR-директору ничем не грозили. Кроме одного. В предложенной консультантом новой оргструктуре служба персонала напрямую подчинялась «заместителю ген. директора по организационному и кадровому развитию». При этом, должности «директор по персоналу» там не было!

А вот это уже не шутка. И если генеральный принял сей идиотский план, то значит с ним согласен. Переубеждать? Глупо. Новый «топ-менеджер» сейчас в фаворе. Генеральный от него балдеет. Необходимо подождать. Возможно, по мере реализации плана, босс успеет охладеть. Персонал завоет, да и самому генеральному эта игра надоест. «Вопрос только когда – до моего увольнения или уже позже?» - трезво размышлял HR. Все говорило за то, что «позже». Чувствовалось, что коуч держал генерального очень крепко. Неудивительно, ведь по образованию управленческий консультант был врач-психотерапевт. Такой способен стать для пациента, то есть клиента, «другом и учителем» в течение весьма продолжительного неопределенного срока. В итоге, HR занял выжидательную позицию – будь что будет.

Прошло два месяца. Реализация плана развития уже началась, но пока еще на уровне совещаний линейных руководителей. «Друг и учитель» оставался любимой игрушкой, с каждым днем набирая все большую силу и авторитет в глазах босса.

- Смотри, что за приглашение мне прислали, – генеральный передал директору по персоналу солидную, со вкусом оформленную открытку-адрес, - я собираюсь пойти, да и тебе, думаю, это будет полезно. Поэтому, пойдем вместе.

HR заглянул в открытку. «Клуб профессионалов HR-практики» приглашал лично генерального директора на ежегодное заседание, посвященное вопросам организационного развития компаний. В первой части повестки дня были заявлены доклады членов клуба (руководителей служб персонала весьма известных и уважаемых компаний), а во второй – традиционное выступление приглашенного спикера. В данном случае этим докладчиком значился профессор, коуч и т.д., и т.п. Илья Савич Берендей!
Подписано приглашение было президентом клуба Михаилом Кураевым.

Доклад Илья Савич прочитал с блеском профессионального лектора. Чувствовался опыт преподавательской работы. Собственно, в качестве «авторской методики реинжениринга бизнес-процессов и технологии оргразития» он и выдал то, что обычно рассказывал на лекциях слушателям программы МВА. Закончив, профессор самодовольно обвел взглядом аудиторию и приготовился выслушать вопросы. И вот тут его ждал сюрприз. Перед ним сидели не мальчики-девочки из служб персонала, которые еще верят в существование идеальных технологий и суперменеджеров. И даже не развесившие уши взрослые студенты бизнес-школ, которым обычно рассказывают именно то, что они и хотят услышать. Вопросы стали задавать реальные практики, набившие шишки на ежедневной рутине корпоративного управления и давно избавившиеся от всякого рода иллюзий. Илья Савич пробовал дуть губы, давить авторитетом, отбиваться фразами из собственной книжки, ссылаться на некий «мировой опыт»… Среди слушателей начались смешки, сопровождаемые ехидными замечаниями и недвусмысленными намеками на элементарную безграмотность. Слова типа, «деточка, где вы это видели?» не произносились, хотя явно подразумевались. Пытаясь скрыть невольную улыбку, HR-директор время от времени поглядывал на заметно нервничающего босса.

Прошло два дня… Нет, никаких специальных громких заявлений сделано не было. Как бы невзначай, генеральный сообщил директору по персоналу, что принял решение воздержаться от «Плана развития», а соответственно, с замом по оргразвитию они расстались…

- Здравствуйте, соедините меня, пожалуйста, с Михаилом Кураевым, - директор по персоналу набрал номер HR-департамента известной нефтяной компании, а, услышав знакомый голос, сказал, - Ну, Мишка, спасибо. С меня бутылка!

Закончив разговор, директор по персоналу загрузил следующий, усложненный уровень и начал спарринг.

Благодарю Александра Петросяна за предоставленное для иллюстрации фото

Отблагодарить автора канала твердой монетой можно здесь:

Читать ещё: "Охотники за головами. Начало" - повесть о рекрутерах 1990-х, печатается в отдельных рассказах

И ещё: "Мадам людовед": исповедь директора по персоналу