Найти тему

С чего начинать бизнес-план? С плана продаж или с описания затрат?

Оглавление

Для демонстрации этого примера я буду использовать Budget-Plan Express – программный продукт для подготовки бизнес-планов в формате Word и Excel

Как любил повторять Рене Декарт, давайте разберемся в терминах…

Если вы думаете, что это не имеет значение (с чего начинать планирование) вы глубоко заблуждаетесь. Точка начала планирования имеет принципиальное значение, и это связано с самой концепцией планирования. Проще говоря, то из чего «вырастит» ваш будущий план, и будет главной его идеей. Кто-то скажет – «конечно, все начинается с продаж!» … и также может ошибиться.

Итак, прежде чем ответить на этот вопрос, сначала нужно понять: какая из двух моделей реализована в вашем проекте – #циклическая или #дискретная? Но прежде давайте разберемся в терминах…

Какая модель в основе будущего плана?
Какая модель в основе будущего плана?

Циклическая модель – это когда вы реализуете одни и те же продукты (модификации продуктов) – непрерывно, в течение длительного времени. Почему циклическая? Потому, что в таких моделях как правило наблюдаются определенные циклы, например – хлеб выпекается раз в день, масло поставляется в магазины раз в неделю, оптовые поставки сахара – раз в месяц и т. д. Проще говоря, эта модель бизнеса предполагает некие «волны», циклы, и не обязательно равномерные…

И напротив, дискретная, она же – нециклическая модель, это когда никаких циклов нет и быть не может. То есть – начали и закончили. Как правило, это – уникальный неповторяющийся продукт: турбина, дом, мост и т. д. Начали строить дом и через год закончили, и все опять «с нуля» – другой дом, парк или еще что-то… на новых условиях, с новыми договорами и т. д. И даже, казалось бы, «серийным» проектам (типовые коттеджи и т. д.) сложно избавиться от «метке» уникальности.

С моделями разобрались. Но я также хотел бы обратить внимание на следующее: эти две модели настолько разные, как две разные системы, которые живут по своим собственным законам. В конце статьи я привожу сравнительную таблицу двух моделей, для каждой модели характерны свои системные подходы в управлении, финансировании, и применяются разные методики и инструменты планирования.

Итак, с чего начинать планирование?

Для всех циклических моделей точкой отсчета является именно план продаж . Как я уже говорил в других статьях, план продаж ограничен тремя факторами – производством, конкуренцией и объемом рынка. Так же как любой бизнес выстраивается для максимизации прибыли, также и план продаж, как начальное и критическое звено бизнес-плана, должен ориентироваться на максимизацию прибыли, с учетом объективных ограничений. Проще говоря, тон задается планом продаж, а все последующие операционные, финансовые и прочие планы, так или иначе, являются производными от плана продаж.

Для нециклических (дискретных) моделей доминантой планирования являются затраты. До начала планирования, например, строительства дома, мы даже близко не можем подойти к планированию продаж. Только после сетевого графика затрат (диаграммы Ганта), после уточнения сроков реализации проекта, подбора финансирования и оптимизации структуры капитала, после моделирования дополнительных затрат (обслуживание долга, лизинга, налоговых выплат и преференций и т. д.) – только после этого мы можем «подобраться» к плану продаж. Как правило, в нециклических проектах план продаж является заключительным планом, когда уже можно определять приемлемый конкурентный уровень цен, окупаемость и т. д. Итак, в нециклических проектах, начинать бизнес-план нужно с диаграммы Ганта – с уточнения сроков реализации и затратной части.

Подведем итог

В циклическом проекте планирование начинается с «плана продаж» и «плана поступления денег», а планирование дискретного проекта рекомендуется начинать с диаграммы Ганта.

Кроме того, в дискретных моделях «план продаж» и «план поступления денег», как правило, значительно не совпадают, и при разработке таких моделей, с точки зрения управления эффективностью, целесообразно сосредоточиться в большей степени именно на поступлении денег. «План поступления денег» и «план дебиторской задолженности» – это следующие этапы планирования вслед за «планом продаж», находящиеся в тесной взаимосвязи (смотрите топологию планов в Budget-Plan Express).

Сравнительная таблица двух моделей (методы управления, финансирование, инструменты планирования)

Сравнительная таблица двух моделей
Сравнительная таблица двух моделей

Бизнес план легко и быстро

Ваш канал

Как правильно планировать продажи. Методика планирования продаж по годовым прогнозам

4 марта

9 нравится

Планировать риски – это как видеть опасные волны в океане, с которыми лучше не сталкиваться…

Ссылка на мой канал

Казалось бы, что может быть проще планирования простых трендов в таблице Excel ? По сути, планирование продаж – это планирование двух трендов: цены и количества (объема продаж) … Однако, с любом случае, нужно будет учесть, как минимум, фактор сезонности. С другой стороны, нельзя планировать продажи без учетом влияния налогов, страховых запасов и прочих внешних факторов, влияющих, например, на ценообразование и т. д.

Перед тем, как пытаться что-то планировать, задайте себе простой вопрос: что вы ждете от плана? Зачем вам нужен план? Мой ответ может показаться неожиданным, но именно в нем отражается главная цель планирования: прежде всего, вы планируете риски. Риски планируются для того, чтобы понять, как их «обойти» или нивелировать. Образно говоря, риски – это как опасные волны в океане, с которыми лучше не сталкиваться…

-3

Бизнес-планирование

В этой статье мы разберем методику продаж в упрощенном варианте – по годовым значениям, где к «рискам» можно отнести #факторы сезонности, которые в конечном итоге будет влиять на расходную часть бизнес-плана – операционные затраты, затраты на обслуживание долга, резервы и т. д.

Пример реализации методики. Планирование продаж по годовым прогнозам

Как правило, годовые прогнозы считаются наиболее точными, так как в них учитывается совокупность внешних и прочих рисков.

Пусть в нашем примере горизонт планирования будет 1 год, и для упрощения примера мы не будем учитывать налоги и прочие сопутствующие издержки. Итак, планируем два тренда – цену и количество (объем продаж).

Экспертные оценки

Для расчета цены нам понадобится прогноз цены на начало года (для условного продукта) и прогноз инфляции – то есть годовой прогноз изменения цены. Для расчета количества (объема продаж) нам понадобиться годовой объем продаж (за весь год) и тренд сезонности, который мы, в примере, рассчитаем на основе прошедшего года. Вот и все что нам нужно.

Работая в одной IT -компании, мы постоянно учитывали тренд сезонности при планировании продаж. И что удивительно, фактор сезонности был настолько устойчив, что почти «по кальке» повторялся каждый год. И это значительно упрощало планирование, так как нужно было узнать только годовой объем продаж.

К счастью, сегодня в интернете можно найти достаточное количество профессиональных сайтов, где можно найти экспертные прогнозы – практически по любым продуктам. И в любом случае, прогнозы можно купить или заказать… Важно следующее: чтобы план продаж был наиболее достоверным, исходные данные нужно брать из авторитетных источников, прежде всего – это экспертные оценки и прогнозы.

Планирование количества (объема продаж)

Первое, что нужно сделать – определить годовой объем продаж. Чем ограничен объем продаж? Как минимум – производством, конкуренцией и объемом, например, регионального рынка. Предположим мы работаем на региональных рынках, и объем продаж условного продукта за прошедший год составил 12 450 единиц. И с учетом производства, с учетом конкуренции и экспертных оценок по росту регионального рынка, в новом году компания планирует продать 14 800 единиц (годовой прогноз). Итак, годовой объем продаж определен.

Теперь посчитаем тренд сезонности, с учетом данных прошедшего года в Excel . Пусть, годовой объем продаж – 12 450 единиц в год, и по месяцам он распределиться, как указано в таблице, в строке «объем продаж за период»:

-4

Расчет тренда сезонности

Чтобы рассчитать тренд сезонности (например, по 100-балльной шкале), возьмите тренд объема продаж за последний год или средневзвешенный за несколько лет. Затем, в строке, где будет рассчитаны значения сезонности, напротив максимального значения объема продаж (это может быть несколько значений), поставим число 100 (в данном примере максимальное значение в январе). Для расчета значений в других ячейках используйте следующий алгоритм: поделите значение текущей ячейки на максимальное и умножьте на 100 . И так – для каждой ячейки:

Коэффициент сезонности для февраля = 1350 / 1500 * 100 = 90

Коэффициент сезонности для марта = 1200 / 1500 * 100 = 80

И т. д.

В результате мы получим следующий тренд сезонности:

-5

Тренд сезонности

Теперь, чтобы рассчитать прогнозный объем продаж (14 800 ) по месяцам, нужно выполнить следующий алгоритм расчета в каждой ячейке: 14 800 делим на 830 (сумма баллов) и умножаем на текущее значение сезонности. И так – для каждой ячейки:

Объем продаж в январе = 14 800 / 830 * 100 = 1 783

Объем продаж в феврале = 14 800 / 830 * 90 = 1 605

И т. д.

В результате мы получим следующий прогноз объема продаж:

-6

Прогноз объема продаж

-7

График объема продаж

Планирование цены

Прежде всего определим цену на начало года, учитывая конкурентные региональные цены. Например, региональная средневзвешенная (предельная) цена для нашего продута равна 100 рублей.

Цена, в отличие от объемов продаж, как правило, меняется 2-3 раза в год. Чтобы определить тенденцию изменения цены, для упрощения примера, будем использовать прогноз по инфляции за 2021 год. Воспользуемся прогнозом интернет-журнала «Эксперт».

Здесь предлагаются прогнозы по процентным ставкам, курсам валют, приросту ВВП, котировкам нефти и т. д. Прогноз по инфляции за 2021 – 3,5% .

Сегодня не так сложно найти на специализированных сайтах годовые и среднесрочные прогнозы, в том числе – региональные прогнозы, и в том числе – по различным категориям продуктов, а при необходимости можно заказать прогноз специалистам.

Итак, в соответствии с прогнозом инфляции, начиная с мая, увеличим цену, например, на 2% (то есть до 102 рублей), а начиная с сентября – еще на 1% (до 103 рублей).

В итоге у нас получится следующая таблица «плана продаж», рассчитанная по месяцам:

-8

План продаж по месяцам

Если вы готовите #бизнес-план или презентацию, под таблицей обязательно разместите график «плана продаж»:

-9

График плана продаж

Таким образом, на простом примере мы разобрались, как можно достаточно просто и корректно планировать продажи по годовым значениям, учитывая фактор сезонности и принимая во внимание экспертные прогнозы.

Для более сложных моделей, с учетом влияния налогов, страховых запасов и прочих внешних факторов, корректировок рядов цен с применением скользящих средних и т. д. – используются более сложные инструменты планирования. Один из таких инструментов является Budget-Plan Express – программный продукт для подготовки бизнес-планов в формате Word и Excel.

Читайте также:

Пример расчета плана производства строительства 12-этажного 3-х секционного жилого комплекса

Показатели рентабельности или прибыльности (Profitability ratios)

-----

Оригинал статьи смотрите на сайте www.strategic-line.ru. Этот материал вместе с другими примерами, смотрите разделе «С чего начинать бизнес-план? С плана продаж или с описания затрат?».

Автор: Олег Мостовой (разработчик IT-проектов)