Найти в Дзене
Всё о книгах

Айседора Дункан: жизнь глазами самой танцовщицы

Оглавление

Если вы ожидаете прочитать в книге Айседоры Дункан «Моя жизнь» историю встречи и взаимоотношений с Сергеем Есениным, то спешу вас разочаровать — мемуары заканчиваются, когда американка едет в СССР создавать танцевальную школу. Однако в этом произведении основоположница свободного танца вспоминает свои достижения и неудачи, начиная с детских лет, делится переживаниями, чувствами, эмоциями. Местами повествование выглядит скомканным, где-то ощущаются недомолвки, но посмотреть на Айседору через призму её восприятия реальности — определённо интересный опыт.

Ставьте пальцы вверх, подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением в комментариях — я всегда рада обсудить другие точки зрения.

Какой была Айседора?

Невероятно утонченная натура, очень творческая, как и вся её семья, прекрасно разбиралась в искусстве, умела видеть и ценить истинный талант. Хотя Айседора рано оставила школу, она была начитанной женщиной. «Общее образование, получаемое ребёнком в школе, является абсолютно бесполезным» — считала американка. Это одно из многих спорных высказываний, с которым я одновременно согласна и нет. С одной стороны, в школе действительно поныне впихивают в головы кучу знаний, которые вообще никогда не потребуются. И не дают практически применимых и необходимых — той же финансовой грамотности. С другой стороны, если ребёнок ещё не тяготеет к какой-либо профессии, то ему нужна разносторонняя подготовка, чтобы была общая база. Дункан говорит, что всегда была танцовщицей: «Я думаю, в детстве ясно проявляется всё то, что каждому предстоит делать далее в жизни». И действительно она рано открыла первые классы по обучению танцу. Однако правило это или исключение? Я знаю немало людей, кто и в 30 лет ещё не нашёл своё занятие, призвание. Или успел попробовать несколько видов деятельности и только так нащупал что-то интересное ему.

Ранние годы Айседоры прошли в нищете, постоянной экономии. Да и в дальнейшем она неоднократно оставалась без гроша — всему виной её поразительная непрактичность. Впрочем, эта черта свойственна всей её семье. Приведу несколько примеров. При первом переезде в Чикаго, когда Дункан пыталась найти работу танцовщицы, её мать умирала от голода, но не искала хоть какой-то заработок. Почему? Она просто лежала и страдала? Далее они переехали в Лондон. Денег не было, кое-как на дорогу хватило. Так чем же занималось семейство Дункан в первые несколько дней на новом месте? Искали работу? Не, это не для таких высокодуховных натур — они по музеям ходили. Очень по-взрослому.

История со строительством дома в Греции ещё нагляднее показывает, что вся семья — не от мира сего: купить участок земли без капли воды рядом и по завышенной цене, строить из дорогих материалов, не имея денег и постоянных источников финансирования. Да и образ жизни, их стремления были весьма своеобразны. Например, Дункан хотели убедить местных жителей отказаться от современной одежды в пользу туник. Поклялись, что никто из семьи не вступит в брак. Решили «проводить дни в размышлениях». Подобные высокие материи, наверное, великолепны, но почему эти люди вообще не вспоминали о необходимости обеспечивать своё существование, пока банковский счёт не становился абсолютно пустым?

Окончательно добила меня следующая ситуация: Айседора находилась в Америке и отвечала за несколько детей из её танцевальной школы. Затем она приняла решение вернуться в Европу, забронировала каюты, но у неё не было денег на оплату переезда. Дети уже стояли в дорожной одежде, все собирались уезжать, но ситуация так и не решилась. Вот на что она рассчитывала? Да, в книге чудесным образом из ниоткуда возникла незнакомая женщина, которая тут же безвозмездно дала 2000 долларов (огромная сумма в начале XX века!). Конечно, в жизни чего только ни бывает, но вероятность столь удачного стечения обстоятельств была чудовищно мала, а Айседора просто собирала детей в дорогу.

Однако нельзя не признать, что танцовщица была очень щедрой: почти всё она тратила на школу для детей, где их не только учили, но и растили.

Танец

В юные годы в Чикаго девушка пыталась добиться признания своих новаторских идей, но терпела одну неудачу за другой. Приходилось заниматься «не тем» танцем, что приносило ей моральные страдания, словно она предавала свои идеалы. У Айседоры не было друзей или приятелей — только коллеги, считающие её чудачкой. Руководитель труппы вставлял палки в колёса. Когда зрители впервые оценили её танец феи из постановки «Сон в летнюю ночь», вместо похвалы она получила негодование: «Здесь мюзик-холл. Неслыханно, чтобы публика аплодировала танцу». В дальнейшем Айседора танцевала во мраке, оставался виден лишь силуэт. Почему у руководителя была такая реакция на овации? В чем собственно проблема?! Я не понимаю.

Дункан нередко на полном серьёзе изрекает высокопарные высказывания и целые речи в духе: «Я приехала в Европу осуществить великое возрождение танца». Я не знаю, насколько подобное было уместным в начале XX веке, но сейчас выглядит нелепым и комичным. Меня коробило от её самомнения — она всё время позиционировала себя как гения. Возможно, книга написана в зрелые годы, когда уже появилось признание, и в юности Айседора была куда скромнее, но в мемуарах не прослеживается значительного изменения характера.

Танцовщица не любила балет, считала его фальшивым, со слишком жёсткими рамками. Она предпочитала свободу и простоту, которые подчёркивали красоту и пластику человеческого тела. Причём отсутствие вычурности её нравилось и в костюме, и в декорациях, и в окружающей обстановке, чтобы внимание было сосредоточено на главном — танце.

Личная жизнь

Влюбленности Айседоры интересовали людей во все времена. В личной жизни она тоже была своего рода новатором и выступала за свободу, получая в ответ от окружающих изрядную долю презрения и осуждения. Неудачные отношения родителей Дункан сильно отразились на мировоззрении девушки. Она считала брак «нелепым и порабощающим установлением, неизбежно приводящим к искам о разводе и диким и пошлым судебным процессам». Тем удивительнее, что Айседора сделала исключение для Есенина.

Мисс Дункан неоднократно производила впечатление безответственной барышни. Например, она убежала с только что встретившимся мужчиной, никому ничего не сказав, даже матери, пропадала 2 недели, сорвав несколько выступлений. Как такое вообще возможно? Её ищут, а она наслаждается нахлынувшей влюбленностью. К слову, в тот момент ей было не 15, можно уже и голову включать.

Меня поразило, что женщина с тонкой душевной организацией порой была жестокой и несправедливой. В оркестре, с которым она работала, играл первый скрипач. Айседора отвратительно относилась к нему и не хотела сотрудничать только из-за его внешности. Причём не находила нужным сообщать о своей неприязни в деликатной форме: «Я должна вам объяснить, что вы мне физически противны» ИЛИ «Я вас ненавижу и питаю к вам отвращение». Что это вообще такое? Почему одухотворённая мамзель не может откопать в себе хоть немного такта?! Музыкант её никогда не обижал, не подводил — чем он заслужил подобное обращение? И тем парадоксальнее выглядит внезапная пылкая страсть со стороны Айседоры к этому мужчине. Они ехали в машине, водитель сделал слишком резкий поворот и Дункан попала в случайные объятия скрипача. И всё, торкнуло, завязался роман. Как? У неё переключился выключатель с режима «ненависть» на «любовь»?

В книге часто встречаются недоговорённости. Например, почему она всё же рассталась со скрипачом? Или кто был отцом её третьего ребёнка? Танцовщица рассказала о себе ровно столько, сколько захотела. Она не переворачивала всю корзину с грязным бельём, но всё же приоткрыла душу. Айседора словно сконцентрировалась не на событиях, а на проживании этих событий: не написала, как погибли дети, что произошло, однако подробно рассказала, как тяжело пережила их утрату, что чувствовала, как спасалась.

Завершу обзор противоречивым высказыванием, прекрасно иллюстрирующим танцовщицу: «Я всегда оставалась верна своим возлюбленным и, вероятно, не покинула бы ни одного из них, если бы они оставались мне верными. Полюбив их раз, я люблю их поныне и навсегда».

Что вы думаете об Айседоре Дункан? Считаете её вклад в развитие танцевального искусства значительным? Делитесь своим мнением в комментариях.