Каждый военный корабль - это не только боевая единица флота, это дом для моряков, это образец кораблестроения и место подвигов моряков. Но наступает время - у кораблей заканчивается служба, их выводят из строя флота и отправляют на слом. Но к счастью, находятся и другие альтернативы, поэтому по всему миру достаточно много кораблей - памятников, которые позволяют прикоснуться к истории и вспомнить героев тех времен . Но бывает и другой исход - подводная лодка гибнет в результате боевого применения или учений, и тогда ее части, если их удается найти и поднять, являются единственным свидетельством трагедии.
Продолжаем цикл публикация посвященный кораблям - памятникам, и на этот раз вспомним русскую подводную лодку, с именем которой связаны трагические события из истории русского флота.
13.Памятный объект: Ограждение рубки подводной лодки "Камбала", тип "Карп".
Статус: памятник экипажу, погибшему на затонувшей подводной лодке
Место расположения: Россия, г. Севастополь, Старое городское кладбище. Установлен: в 1909 году.
Подводная лодка "Камбала" - последняя из трех лодок, построенных в Германии по заказу России (первые две - "Карп", "Карась"). ПЛ типа Карп были спроектированы германской фирмой « F. Krupp» (предприятие - "Германия Верфь", Киль), которая ранее, в 1903 году построила и передала России малую подводную лодку "Форель" водоизмещением 17 т. Подводные лодки для Российского флота создавались одновременно с первыми лодками для германского флота. По архитектуре и конструкции корпуса, составу и компоновке вооружения, механизмов и оборудования подводные лодки типа Карп были близки германской подводной лодке U1. Закладка подводной лодки -май 1904 года, спуск на воду - июнь 1906 года, сдача флоту - 8 сентября 1907 года.
При проведении ходовых испытаний в Кильской бухте подводная лодка "Камбала" с германским экипажем на борту столкнулась с каботажным пароходом. В результате на лодке была разрушена носовая оконечность, но прочный корпус остался неповрежденным. После 10-дневного ремонта подводная лодка была передана российскому флоту. После завершения строительства все три подводных лодки самостоятельно совершили переход из Киля в Либаву и были зачислены в состав Учебного отряда подводного плавания.
22 апреля 1908 года лодки были доставлены по железной дороге в Севастополь и включены в состав Черноморского флота. Однако, вскоре ПЛ Камбала погибла.
29 мая 1909 года при выполнении лодкой ночной учебной атаки эскадры, возвращавшейся с моря в Севастополь, подводную лодку таранил броненосец "Ростислав". Камбала затонула в районе Стрелецкой бухты на глубине 58 м. При этом погибли 19 человек - весь экипаж ПЛ, за исключением ее командира лейтенанта Аквилонова, который во время аварии находился в рубке и был спасен.
9 сентября 1909 года часть ПЛ Камбала была поднята и сдана на слом, а ограждение рубки установлено на кладбище в Севастополе, на братской могиле моряков, погибших на ПЛ.
Еще в мае 1909 года, один из офицеров-подводников, старший лейтенант российского флота Георгий Федорович Дудкин, постоянный член Комиссии наблюдения за постройкой кораблей для Черного моря на заводе в Николаеве, приступил к разработки проекта памятника погибшему экипажу ПЛ «Камбала». В 1912 году задуманный проект памятника был воплощен в жизнь, его соорудили на средства собранные офицерами подводного плавания. Он представлял собой – подлинную рубку подводной лодки «Камбала» на каменном цоколе, внутри которой «повесили образ с теплящейся перед ним неугасимой лампадой». На рубке стоит перископ – «глаз подводной лодки», «около перископа водружен крест со склонившимся Ангелом. Памятник находится у входа на городское кладбище на возвышенном месте…» (журнал «Огонек» №-7 за 1912 год). В подножье памятника и на рубку были вмонтированы две мемориальные доски с посвятительным текстом. Освящение памятника погибшим подводникам на ПЛ «Камбала» состоялось 29 мая 1912 года на военном кладбище в Севастополе.
В 1930 году подводниками Черноморского флота была установлена ещё одна плита к подножью памятника с надписью: «Славные герои морских глубин, слепая смерть рано вырвала вас из славных рядов. Не довелось вам быть в победных боях борцов за свободу, увидеть клешные железные бригады и форменками вымощенный путь. Теперь в надежных руках нашей смены наше оружие, бороздит под лучистым флагом Красного флота Черноморскую зыбь. Братва с подводной лодки «Политрук». 1930 г.».
К сожалению годы войны не прошли незамеченными для памятника - в 1940-е годы плиты с надписью, как и мраморная фигура Ангела с памятника исчезли. Данных кто и когда демонтировал их нет.
При подготовке к 100-летию Подводного Флота России могила первых погибших русских подводников Севастополе приведена в порядок ветеранами-подводниками Морского Собрания г. Севастополя и обнесена корабельной цепью с якорем, перед которым была установлена доска из белого мрамора с надписью «Экипаж ПЛ «Камбала» - погиб 29 мая 1909 года» и перечислением чинов и фамилий всех 12 захороненных здесь черноморских подводников. Эта доска была утрачена и в июле 2003 года на месте мраморной доски была установлена пластиковая меньшего размера с надписью «Погибшие на ПЛ «Камбала» 29 мая 1909 года» и с перечислением фамилий и чинов всех 20 погибших членов ее экипажа. На люке лодки была укреплена металлическая пластина с надписью: «Рубка-памятник морякам подлодки «Камбала» погибшим в море 29. 05. 1909».
Летом 1932 года при прохождении тренировочных глубоководных спусков водолазов Черноморского отряда ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) были сделаны попытки обнаружить и поднять остальную часть ПЛ Камбала. Они не увенчались успехом, но в районе гибели ПЛ Камбала были найдены и затем подняты три подводные лодки: "Судак", "Налим" и "Лосось" Российского флота, затопленные английскими интервентами во время Гражданской войны при уходе из Крыма.
В настоящее время есть несколько вариантов реконструкции памятника, в том числе, для восстановления его первоначального облика.
P.S. Подробности гибели подводной лодки "Камбала" и ее экипажа мы рассмотрим на нашем канале чуть позже, в другом разделе.
Может быть кто-то из читателей был недавно у этого памятника? Поделитесь фотографиями его современного состояния, у меня нет для этого возможности