Цветные карандаши — классный художественный материал, отлично подходящий для эффектных скетчей и иллюстраций. Их легко купить, но сложно выбрать не просто лучшие, а подходящие именно вам. Тут без лайфхаков опытных художников не обойтись.
В любом супермаркете, в каждом отделе канцтоваров и даже газетном киоске можно найти нехитрый набор карандашей. Всё просто и бюджетно. А можно заглянуть в магазин для художников и остановить свой выбор на высококачественных товарах для профи: Derwent Procolour, Winsor&Newton, Van Gogh или Irojiten.
О том, как правильно выбирать цветные карандаши, рассказывает художник Анна Эгида, автор четырех онлайн-курсов по скетчингу цветными карандашами: “Я рисую карандашами, отлично умею чувствовать этот материал, и с удовольствием делюсь лайфхаками о том, как тестировала разные марки и применяла в своих работах”.
Профессиональный подход
Чаще всего спрашивают, какими карандашами лучше рисовать? Ответ не может быть однозначным, ведь тут масса нюансов: что вы планирует рисовать, на какой бумаге, каких эффектов хотели бы добиться? Поэтому, прежде чем покупать художественный материал, сначала определитесь со своими целями и задачами. И уже от своей задачи ищите материал.
Для первых почеркушек может подойти и обычный детский набор из 6 цветов (по секрету: при должном старании и знании даже 3-4 карандаша хватит для создания эффектного скетча).
Но, как ни крути, все-таки профессиональные марки для того и придуманы, чтобы максимально закрывать потребности художников. Поэтому, если имеете возможность обзавестись добротным набором, советую брать ;)
Всё дело в вашей задаче
У каждой из профессиональных марок своя политика подбора цветов в наборе. Но чаще всего они заточены на основные яркие цвета. Если зеленый то яркий. Если красный то алый. Если синий то сияет.
Это конечно хорошо. Хорошо для продаж! Вы видите набор. В вас начинает петь внутренний ребенок. Столько цвета, столько цвета! И все, вы покупаете. Яркими оттенками круто и легко рисовать солнечные контрастные картинки. Если это отражает вашу идею — вперёд :)
Карандаши Irojiten
Собраны очень необычно. Я не спешу делать выводы по ним. Мне хочется понять замысел производителей. Ну и за одним придумать, как вам преподнести их достоинство.
Достоинство первое: безупречный дизайн. Как и все японское он отличается вкусом и тактом. Набор карандашей задуман как «Словарь цветов» ( Color dictionary). В него входят несколько “томов”.
Я расскажу о первом томе. Он состоит из трех частей:
- 10 карандашей pale tone - бледный тон
- 10 карандашей vivid tone - яркий тон
- 10 карандашей deep tone - глубокий тон.
Это очень необычное деление. Чем оно помогает? У вас есть полный спектр для работы от теплого до холодного. И можно не заглядывая в другие коробки нарисовать легко мрачное, нежное, яркое состояние.
Обычно карандаши располагаются иначе. И тебе неочевидно, что можно работать такой подборкой. По сути карандаши учат своей классификацией — цветовой гармонии. Это второе достоинство.
Пользуясь ими легко воспитать в себе внутреннюю гармонию и эстетику. Что говорить, одно ощущение в руке от самого карандаша сплошной кайф. Не ломкие, не крошатся.
Я ими рисовала эскизы к идее, как бы я показывала переходы от к тома к тому. Чтобы идея картинки подталкивала меня использовать те или иные цвета. Вы ими точно будете пользоваться иначе, потому что у каждого художника своя идея.
Что вам важно в материалах? Цена, качество, внешний вид, доступность, уникальность? Значит Irojiten марки Tombow — это ваш вариант
Карандаши Winzor & Newton
Начну с упаковки: эти цветные карандаши тоже в металлической коробке. Обложка очень минималистична. Если вы выбросили бумажечку, которая, как ленточка скрепляет нераспечатанную коробку, то информации о самих карандашах у вас остается мало. Сама коробка ничего не рассказывает. Карандаши лежат в пластиковых палетах. Их легко извлекать. Коробка легкая. Думаю, с собой удобно ее носить.
Цвета яркие, грифель мягкий — это подкупает. Не надо усилий, чтобы цвет извлечь насыщенный. А вот чтобы бледный сделать? Уверяют, они хорошо смешиваются и дают классные переходы.
Но у цветов нет номеров, только названия. Значит линейки у них небольшие. Лично мне по номерам легче ориентироваться. Но на карандаше только фирма и название нанесены. Что делает их изящными и не перегруженными информационно.
К сожалению, информация о светостойкости не вынесена. Тут остается надеяться, что фирма, которая работает с акварелью понимает, что этот фактор важен и делает его на совесть.
Цвет карандаша может отличаться от маркировки. К слову, многие ученики мне жалуются, что их раздражает, когда так происходит. Все просто: цвет в разных материалах может выглядеть иначе. Потом сам карандаш наносится на бумагу с разным давлением и плотностью. Это тоже влияет на оттенок. И это уже скорее способ отличить зеленый от темного зеленого. Но всё же нюансы цветов карандашей придется выучить отдельно, сделав выкраску.
Набор карандашей VAN GOGH
Упакованы в металлическую коробку. Небольшая и легкая, точно уместиться в рюкзак или сумку, поэтому можно смело брать с собой. У меня набор из 60 цветов, про них и напишу.
Карандаши лежат на вкладышах. И они - внимание! - бархатные. Такие вкладыши и у Derwent, и у Winzor & Newton, но тут вкладыши бархатные. И, черт возьми, их так приятно брать в руки! Очень приятно вынимать. В наборе две палеты. Вынимаешь палету и кладешь в откидывающуюся крышку. Вот и полный расклад на все 60 карандашиков :)
Внутри лежит выкраска цветов - это удобно, если вы не ориентируетесь в оттенках. Я не пользуюсь, я ориентируюсь на цвет корпуса карандаша. И он совпадает с моим ожидаем. При работе с Van Gogh не помню такого чувства: «Рисуешь и понимаешь - оттенок не тот». Все точно.
Цвет стержня и корпуса карандаша совпадает. Это удобно, не промахнешься выбирая нужный оттенок. Но менее стильно, если вас волнует внешний вид и эстетика. Маркировка: есть и название цвета, и номер. Это очень удобно. Серебряное нанесение на некоторых цветах не очень легко прочесть. Есть даже штрихкод. Значит карандаши, по идее, продаются поштучно (но это надо уточнять в художественных магазинах вашего города).
Есть отдельный момент. Он некоторым из студентов он так важен, что я его вынесу в отдельный пункт: светостойкость у карандашей высокая. Отмечается ++. Чем больше +++ тем выше светостойкость. Значит нарисованные произведения не выгорят. Этот момент важен. А производители вынесли информацию на сам карандаш - огромный плюс!
Наносятся они вполне легко. Есть ощущение воска. Возможно, из-за высокого содержания пигмента. На некоторых моих тестовых работах при смешении оттенков видно, что, например, серый ровно не ложится, и красный идет пятнами. С этим придется еще разбираться.
Двойная проклейка корпуса сделана, чтобы карандаши были устойчивы к излому и легко затачивались. Вроде, да, карандаши не ломаются.
Карандаши Derwent Procolour
Мое ощущение от них: они ближе к той цветовой гамме, в которой мы живем. Поэтому я чаще всего рисую именно этой маркой.
Набор 72 цвета оптимальный. Например, для курса «Рисуем светом» я собрала палитру меньше, чем из 36 цветов. При этом в курсе самые разные виды и типы освещения (и цвета!):
- Яркий день
- Темная холодная ночь
- Ясная ночь с огнем
- Яркий солнечный день
Этими же карандашами создан курс «Заточен под скетч», но там использовано меньше 10 карандашей. А колориты тоже очень богатые.
Их цвета не яркие, чуть припыленные. От этого даже проще их сочетать. Например, другие марки делают более яркие основные цвета. И вроде хорошо. Можно намешать оттенков... Будет красиво.
Но я столкнулась с тем, что нужно подбирать палитры для студентов так, чтобы смешивать надо было меньше.
Яркие карандаши, конечно, радуют. Но у тех, кто только начинает рисовать цветными карандашами, ступор: вокруг всё не такое яркое, как карандаши (яркость, это именно это тот самый момент, когда мы записываем карандаши в инструмент для детей).
Сложная гамма и даже сдержанный дизайн делают их инструментом другого уровня! Да, они не блестят, как яркие конфетки. Но в этом их прелесть.
Меня спрашивают, почему я рассказываю только про дорогие марки?
Лайфхак: дорогие карандаши окупаются тем, что не крошатся, редко ломаются, хорошо точатся!
Я пыталась тестировать более дешевые марки, но увы :( Пигмент не тот, дерево карандаша не то. Я могу из них намешать цвета и создать полноцветный скетч. Но как передать это знание ученикам, у которых еще в руках просто ещё нет достаточного мастерства?
Мой совет — рисовать комфортными материалами!
Даже в детстве моя мама покупала мне колонковые кисточки. Я никогда не рисовала дешевыми. Поэтому я точно представляю, что такое качественный материал и как он влияет на работу. Поэтому решайтесь на хорошие цветные карандаши и учитесь рисовать крутые скетчи.
А если хотите научиться смешивать цветные карандаши для получения нужных и нетривиальных оттенков — приходите ко мне на курс "От штриха к шедевру" >>>