Ранее я поведал вам о великом расколе ислама на суннизм и шиизм с попутным отделением третьего направления – хариджизма . Читайте здесь. Теперь я расскажу вам о сектах и ересях каждого направления в отдельности. Начну с шиизма.
Для начала стоит пояснить, что понятие «секта» в исламе несет немного другой смысловой оттенок, нежели в христианстве. У христианских верующих есть ЦЕРКОВЬ – строгая иерархическая организация, оказывающая населению услуги дистанционного общения с Богом посредством своего персонала – священнослужителей. Любое учение, противоречащее догматам церкви, объявляется ересью, а его последователи автоматически теряют право называться гордым именем христианина. Таким образом, с точки зрения католической церкви, православие – это одна большая ересь, а его последователи христианами не являются. Православная церковь отплачивает католикам взаимностью.
В исламе же все гораздо проще и одновременно сложнее. Как таковой официальной церкви у мусульман нет, а есть лишь различные «группы», появление которых предсказал еще пророк Мухаммад в одном из хадисов. Эти группы и называют сектами. Таким образом, суннизм, самое распространенное течение ислама, которое исповедует около 90 % всех мусульман, считается всего лишь одной из сект ислама. Различия могут быть самого разного характера – от споров о том, кто должен править мусульманами и передавать волю Аллаха до отрицания буквального смысла Корана или поклонения Иблису – мусульманскому дьяволу. Собственно, сейчас вы это сможете прекрасно увидеть.
Итак, шиизм пустил пять крупных тентаклей: кайсанизм, зейдизм, имамизм, гурат и исмаилизм , в свою очередь пустивший еще несколько ростков.
Кайсанизм
Напомню, что шиизм окончательно выделился из ислама к 680 году, когда войска Язида, наследника Муавии на престоле Халифата, разбили армию младшего сына Али и Фатимы, третьего имама Хусейна. После этого события шииты полностью перешли в оппозицию к суннитам, а законное право на правление мусульманами объявлено за старшим сыном Хусейна Зейном аль-Абидином. Однако тот стал вести спокойную жизнь в Медине на содержание дамасского халифа. Тогда наиболее воинственные шииты объявили имамом сына Али и его рабыни из арабского племени ханифа, получившего свое прозвище в честь этого племени - Мухаммед ибн аль-Ханафийя. Группировку возглавил некто аль-Мухтар по прозвищу Кайсан, в честь которого секта и получила свое наименование. В 686 году он поднял восстание в районе печально известного города Куфы с целью отмщения за смерть первых трех имамов и возведения на престол Халифата Мухаммада ибн аль-Ханафийи, как преемника тайных знаний от Али. Без особых хлопот правительственные войска Язида расправились с восставшими и отправили аль-Мухтара на свидание со столь любимыми им имамами прямиком в райские кущи. Однако дело его продолжило жить. Уцелевшие кайсаниты ушли в подполье и занялись работой над догматикой своего учения, многие положения которого оказали влияние на другие ответвления шиизма. В частности, учение об изменении божественного мнения в силу различных обстоятельств. Короче говоря, если предсказания имама не сбывались, он мог запросто отказаться от них, сославшись на изменение божественного мнения. Очень удобная плюшка, которую надо бы давно взять на заметку астрологам и цыганкам. За неимением сильного лидера и объекта поклонения секта кайсанитов прекратила свое существование к середине XI века.
Зейдизм
В скором времени проклюнулся следующий отросток шиизма, названный зейдизмом. Произошло это во время пятого имама Мухаммада аль-Бакира. Как и отец, имам предпочитал не выходить из комнаты, не совершать ошибку, а читать умные книжки и заниматься разработкой шиитской догматики в Медине. А у шиитов руки-то чешутся, и сабли из ножен сами выскакивают, чтобы рубить головы прихвостням Омейядов-узурпаторов! Чтобы удовлетворить свои потребности в предательской крови, они объявили законным имамом первого подвернувшегося под руку младшего брата Мухаммеда аль-Бакира. Им оказался Зейд аль-Курайши, который с радостью возглавил очередное восстание шиитов в 739 году. По старой доброй традиции восстание началось с небезызвестного города Куфа. Не прошло и девяти месяцев, как восстание было наголову разбито в 740 году. Зейд сыграл пророка Ису, оказавшись распятым на кресте, а его голова проследовала прямиком в Дамаск ко двору Омейядского халифа Хишама. После этого обезумевшие зейдиты вообще забили на всякие там теологии и строгую передачу прав на престол прямым потомкам Хусейна. В своей догматике они опирались на буквальное интерпретирование Корана и Сунны, чем мало отличались от обычных суннитов, но в отличие от них признавали право земной власти только за потомками Али. Причем любыми потомками Али, которые плодились в арифметической прогрессии. Кроме того, в геометрической прогрессии плодились самозванцы, заявлявшие, что они потомки Али. От шиитов зейдиты отличаются тем, что признают возможным одновременное правление нескольких имамов в разных мусульманских странах. Их цель - отколоть как можно больше земель от Омейядского, а затем Аббасидского Халифата с тем, чтобы возвести в этих государствах на престол представителей династии Алидов или же самозванцев, выдающих себя за таковых. В 789 году они захватили Марокко и объявили местным имамом Идриса, который приходился Али внучатым сыном подруги маминого брата, а также основали новую столицу - город Фес, который до сих пор славится выделкой кожи прямо на улицах.
Похожим образом было основано зейдитское государство в Табаристане (южное побережье Каспия), существовавшее в 863-928 годах. Затем, в 901 году зейдиты завоевали Йемен и установили там свою династию имамов, находившуюся у власти вплоть до революции 1962 года. Государство Идрисидов в Марокко просуществовало до 926 года, когда было поглощено Фатимидским халифатом, организованном сектой исмаилитов, о которых речь пойдет в следующем образоваче.
Имамизм
Потому что в этом надо еще поведать об имамитах или, как их зовут иначе, двунадесятниках. С этими ребятами все просто. Они представляют собой классический шиизм, обособившийся в отдельную секту от постоянно отваливающихся осколков. Они признают законными двенадцать имамов, девять последних из которых – старшие прямые потомки Хусейна по мужской линии. Одиннадцатый имам Хасан аль-Аскари был отравлен в 874 году под Самаррой по приказу халифа аль-Мутамида из династии Аббасидов. Тогда имамат перешел к его единственному сыну Мухаммеду, которому на тот момент было то ли 6, то ли 9 лет. По убеждению имамитов, Аллах спрятал Мухаммеда до поры до времени от кровожадных рук багдадских халифов. Двенадцатый имам получил титул аль-Махди, что эквивалентно нашенскому «Мессия». Так или иначе, он пропал. Никаких свидетельств о смерти Мухаммада нет. В дальнейшем, когда будет вершиться Страшный Суд, именно скрытый имам Мухаммад аль-Махди выступит в роли Мессии и будет воздавать всем по заслугам. Здесь прослеживается явное влияние христианской доктрины на неокрепшие мусульманские умы. А пока что двенадцатый имам продолжает существовать в невидимой форме и руководить общиной через своих посланников – сафиров. Всего их было четыре. После того, как четвертый сафир умер в 940 году, не объявив перед смертью преемника, их институт оборвался. Так закончился период «малого скрытия» и начался период «большого сокрытия». Теперь шиитской общиной руководители различные духовные авторитеты, которыми могли стать любые встречные и поперечные. Так вот образовалась держава Сефевидов в Персии, когда лидер одного из шиитских орденов Исмаил захватил власть в Иране при помощи туркменских племен кызылбашей (с азербайджанского - «красноголовые»). С тех пор Персия стала шиитской, а вместе с ней подконтрольный некоторое время персидским шахам Азербайджан и Ирак. На данный момент около 90 % всех шиитов принадлежат именно к имамитской секте.
Гулат
Примерно во время обособления имамизма произошло отделение наиболее крайних шиитов, которые составили несколько небольших сект в Сирии, Ливане, Ираке и на востоке Малой Азии. В суннитском богословии эти секты обобщенно именуются гулат, что в переводе с арабского означает «преувеличение». Это преувеличение заключается в том, что они наделяют Али ибн Абу Талиба и его потомков божественными качествами, то есть, уподобляют их Аллаху или же вообще подменяют его, что в суннитском исламе просто недопустимо. К тому же они получили распространение на землях, где когда-то существовали древние цивилизации, так что на их догматику сильно повлияло гностическое христианство и доисламские восточные верования. Можно смело назвать некоторые секты, относящиеся к гулату эзотерическими течениями, которые отгорожены от внешнего мира и до сих пор заключают в себе немалое количество загадок для исследователей. Например, самая крупная секта этого течения – алавиты , чье название происходит от имени «Али». Основы их вероучения звучат следующим образом: «Нет Бога кроме Али ибн Абу Талиба, нет иного покрова кроме Мухаммеда и нет иных врат кроме Салмана аль Фараси». Как видите, для Аллаха в их клятве места не находится, потому что Богом провозглашается Али. Кроме него они также обожествляют Мухаммеда (что в классическом исламе также делать не следует) и первого перса, принявшего ислам – Салмана аль Фараси. Кроме них гулат представлен еще некоторым количеством сект, среди которых: алевиты (верят, что пророком Всевышнего был Али, а не Мухаммад), базигиты (обожествляют шестого имама Джафара аль-Садыка), дамийты (считают Али Богом, а Мухаммеда его посланником). Особо мне хотелось бы выделить гурабитов (от арабского слова «гураб», что переводится, как «ворон»). Эти считают, что Али и Мухаммед были похожи «как один ворон похож на другого». Так получилось, что у архангела Джибраила ошибочка вышла, и он предоставил миссию пророка не тому человеку.
Исмаилитское течение обладает очень интересной догматикой и обширной историей, поэтому следующий образовач будет полностью посвящен исмаилистскому тентаклю ислама и его ответвлениям, среди которых значатся низариты, в западном мире более известные под именем ассасинов.
В эту чашу ты можешь опустить небольшое пожертвование скромному дервишу : карта Сбербанка 5336 6900 6525 7521 (Данила Дмитриевич К.)
Родной султанат: https://vk.com/agorana