В детской литературе реки давно перестали быть лишь декорациями, какими мы их знаем по сказкам и мифам. Это не только молочные реки с кисельными берегами или мрачные воды реки Стикс. Реки всё чаще становятся главными героями детских книг, вокруг которых строится история. Подробнее о значении рек в жизни человека — в прошлом и настоящем, в культуре, об образах рек в советской детской иллюстрации — в сегодняшней подборке познавательных и вдохновляющих книжек-картинок.
Моника Вайценавичене «Что такое река?» Пер. со швед. Ольги Костанды. М.: Самокат, 2019
В книге «Что такое река?» душевный разговор бабушки и внучки во время прогулки превращается в рассказ с интересными фактами об истории рек, происхождении их названий, роли в жизни человека и животных, воздействии людей на реки — строительстве плотин, загрязнении.
Авторскую книгу Моники Вайценавичене сложно отнести к какому-либо одному жанру детской литературы. Научные и исторические факты переплетаются с поэтическими размышлениями о реках и связанных с ними легендах и мифических образах.
С каждым разворотом понятие реки расширяется и обрастает новыми смыслами. Реки в интерпретации Моники Вайценавичене напоминают живых существ, у которых есть свои истории, имена, загадки, запах и память.
Для одних образ реки связан с путешествием, для других это — дом или место встречи. История хороша еще и тем, что она вневременная.
Красота и прелесть книги — в многогранности трактовок, среди которых каждый читатель — и дошкольник, и младший школьник, и даже взрослый найдет то, что близко именно ему.
Иллюстрации к истории отражают эту идею о неоднозначности образа реки. Они выполнены в стилистике детских рисунков, в смешанной технике. Моника Вайценавичене использует акварель и цветные карандаши, приглушенные природные цвета, играет с фактурами — воды, травы, камня, ткани, создает живописные зарисовки и визуализирует мысли в инфографике.
За книгу «Что такое река?» Моника Вайценавичене получила премию ассоциации иллюстраторов WORLD ILLUSTRATION AWARDS в номинациях «Детская литература» и «Новый талант», а также премию Международной детской книжной ярмарки в Шанхае 2019 в номинации «Выбор издателей».
Елена Сафонова «Река». М.: Albus corvus, 2021
В издательстве «Белая ворона» вышло любопытное для ценителей книжной графики переиздание двух книг-картинок советской художницы Елены Васильевны Сафоновой (1902 — 1980). Она была ученицей Кузьмы Петрова-Водкина, дружила с участниками группы ОБЭРИУ (1927 — 1930), особенно с Александром Введенским. Вместе с обэриутами Елена Сафонова была репрессирована в июне 1932 г. и ненадолго сослана в Курск. В Москву она вернулась в 1936 или 1937 г.
Елена Сафонова занималась книжной графикой, проиллюстрировала 25 книг для детей и подростков, сотрудничала с петроградскими и московскими издательствами, с Корнеем Чуковским. Создавала книжки-игрушки, детские игры. Успела поработать театральным художником вместе с В. В. Дмитриевым, Б. Эрдманом и самостоятельно во МХАТе, Театре им. Станиславского, Театре сатиры.
В комплект входят два издания «Реки» — книжек-картинок без слов (silent book), рассказывающие о жизни рядом с рекой и на реке: 1930-го и 1935 г. На их примере хорошо прослеживается изменение эстетического курса в стране.
Книга 1930 г. на пять разворотов — пример художественного эксперимента в книжной иллюстрации того времени. Вертикальная ориентация страниц, смелая композиция, отсутствие перспективы, яркие чистые цвета в духе Петрова-Водкина (красный, синий и зеленый). Сама книга напоминает карту.
Издание 1935-го более консервативное, эксперименты ушли в прошлое. На горизонтальных разворотах больше заводских зарисовок, цветовая гамма поменялась на спокойную теплую охристую.
Обе книги отражают приметы времени, образ жизни людей: какие были дома, наземный и водный транспорт, как в реке стирали, брали воду, переходили ее вброд, сплавляли по реке древесину.
«Реки» Елены Сафоновой здорово сравнить с вневременной историей Моники Вайценавичене и современной книжкой-картинкой Марка Мартина.
Марк Мартин «Река». Пер. с англ. Егора Жирнова. М.: Самокат, 2018
«Река» — рисованная история об удивительном мире природе и безграничности фантазии, которая может завести и в джунгли, и в мангровые леса, и в самое сердце океана. Австралийский художник Марк Мартин поэтично описывает необычное путешествие. Рассказчик видит из окна реку и представляет, куда бы она его унесла. Каждая пейзажная зарисовка на разворот изображает новое место.
Река течет через шумный город, мимо потоков машин, загрязняющих воздух и воду заводов, стремится дальше мимо ферм и полей, зеленых холмов и долин — здесь наконец-то слышно журчание воды.
Через описания звуков автор передает ощущения от новых мест. Если в городе был только шум, то за его пределами звучит плеск воды, грохочет водопад, в джунглях раздаются крики обезьян, попугаев и летучих мышей.
Акварельные иллюстрации Марка Мартина завораживают. Художник здорово создает фактуры, особенно на развороте с полями, похожими на лоскутное одеяло.
Эмоционально передает разницу между городом с одинаковыми серыми зданиями и ошеломляющим зеленью и яркими красками миром природы за его пределами. Грязными подтеками показывает, как заводы загрязняют реку промышленными отходами, и любуется голубизной воды среди холмов. Вместе с рассказчиком мы восхищаемся мощью океана. Марк Мартин использует выразительный композиционный прием — рисует крохотную лодку на сине-зеленом развороте.
Вместе попадаем в шторм и слушаем шум дождя в своей комнате. Смотрим на спящий город и готовимся отправиться в следующее путешествие.
Сложно определить, на какой возраст рассчитаны книги Марка Мартина. Трехлетние малыши будут с интересом рассматривать иллюстрации, с детьми постарше можно обсудить загрязнение окружающей среды и многообразие живой природы. Несомненно, удовольствие от чтения получат и взрослые, увлекающиеся книжной графикой.
В 2015 году «Река» Марка Мартина вошла в короткий список премии «Книга года» в Австралии, а в 2016-м — в короткий список австралийской Экологической премии.
На русском издательство «Самокат» выпустило три его книги: «Много», «Река» и «Лес».