Найти тему
Шагающий экскаватор

Рецензия: Стивен Кинг, «Институт»

Оценка: 9/10

Страниц: 600

У меня вечная ломка по книгам Стивена Кинга. Если я не читаю Кинга, до думаю о том, как бы почитать Кинга. Но количество его произведений ограничено. Да и похожи они настолько, что могут слипнуться в один мистический ком, если не разделять другими романами.

«Институт» вышел совсем недавно, и, хоть я и стараюсь читать романы Кинга по хронологии, остановиться было сложно. Удивительно, как у него получается так стабильно выдавать новые произведения.

Сюжет книги завязан вокруг Института — секретного места в глуши штата Мэн. Туда свозят детей со всех штатов, да детей непростых: у них есть суперспособности. Не бог весть какие: зачатки телекинеза и телепатии. Главный герой — двенадцатилетний мальчик Люк Эллис — один из таких ребят. У него не только есть небольшие способности к телекинезу, но он ещё и очень умён. Настолько, что перед похищением собирался поступать в Массачусетский технологический. И вот его насильно забрали из отчего дома и заперли в Институте. Там всё максимально недружелюбно: агрессивные сотрудники, жесткость, унижения и пытки. Как же он выберется из этой ситуации?

В первую очередь в этом романе бросается в глаза излюбленная тема писателя: дети с суперспособностями. Мы в его творчестве уже не раз такое видели, например, в «Кэрри». Идея противостояния ребёнка и злой-презлой секретной организации — это «Воспламеняющая». Дети, организовавшиеся против злодея и ставшие непомерно сильнее — «Оно». В общем, идея не новая и для самого Стивена Кинга.

Меня зацепила жестокость, описанная в книге. Что Кинг мастерски умеет, так это создавать картинку настолько сочную и мощную, что она впивается в мозг и заставляет тебя сопереживать. Те ужасы, что происходят с детьми в Институте, заставляют читать дальше и дальше в надежде на возмездие. Как у Стивена Кинга получилось этого добиться?

Во-первых, он играет на противопоставлении идеальной жизни Люка до похищения и после. В прошлой жизни он был идеальным пай-мальчиком: уважительно общался с родителями, не по годам взросло рассуждал и был в целом самостоятельным и ответственным. После того, как нам показали эту идиллическую картинку, сложно воспринимать жестокость, которой он подвергается. Ибо с таким замечательным мальчиком в Институте обращаются хуже, чем с заключёнными в тюрьмах строго режима. Здесь не работает привычное для Люка и для нас правило: относись к людям вежливо и по-доброму, и они ответят взаимностью. Нас макают с головой в ад, в котором не действуют привычные законы и правила, где от твоего желания и мнения ничего не зависит. А это один из наших страхов: лишиться свободы, не иметь возможности ни на что повлиять.

Во-вторых, в основе реалистичного повествования лежит внимание к деталям. Кинг описывает незначительные моменты, которые ты бы и не заметил, но именно они притягивают взор. Тут плакат «Ещё один день в раю», здесь — вендинговый автомат, где дети могут за жетончики купить [взрослые вещи, вызывающие привыкание]. Дети перед одной из процедур смотрят не просто мультфильм, а «Дорожного койота». На сюжет эти детали не влияют, но именно они создают целостную картинку происходящего.

Здесь я заметила и то, что ранее в произведениях Кинга не встречала. Или не замечала. Всё какое-то гипертрофированное, возведённое в абсолют. Совершенно идеальный ребёнок. Совершенно нереальная жестокость. Больше всего это было заметно в развязке. Там управляющая Институтом говорила настолько нереалистично, что это выглядело комично. Как в дешёвом боевичке, мультике по комиксу. Не знаю, было ли это сделано намеренно, чтобы показать персонажа как слабого и совсем не страшного, или же вышло случайно. Ниже приведу цитату, осторожно, это может быть спойлером.

– Я требую доставить меня в больницу, – сказала миссис Сигсби. – Я потеряла много крови. И я требую адвоката.
...
– Я не позволю оперировать меня посреди улицы! – выкрикнула миссис Сигсби.
– Я прооперирую только штанину ваших брюк, – ответил Роупер. – Если вы не будете дергаться. Если дернетесь, я за последствия не отвечаю.
– Нет! Я запрещаю…
...
– Я тяжело ранена! – выкрикнула миссис Сигсби.

По поводу отсылок, которые я так люблю. Здесь упоминается город Салемс-Лот из романа «Жребий» (он же «Салимов удел», «Salem's Lot».

«В штате Мэн есть город, Салемс-Лот, тамошние жители много чего могли бы рассказать про людей в черных машинах. Если бы этих жителей удалось найти. Они все исчезли лет сорок назад. Джордж Оллмен частенько про этот город толкует».

В целом это очень типичное произведение Стивена Кинга. Дети со способностями, победа добра над злом, счастливая концовка с привкусом горечи от утраты тех, кто помогал в бою. В процессе чтения книга увлекательная, но потом приходит осознание, что всё это мы видели раньше. «Институт» меня зацепил, но я снизила оценку именно из-за вторичности и гиперболизированности. Однако, думаю, именно так должна выглядеть подростковая фантастика. Мощно, сочно, но без сопливой любовной линии.