Найти тему
Тотальный разбор

Конец? | World of Tanks

Оглавление
Будущее проекта не так уж и безоблачно.
Будущее проекта не так уж и безоблачно.

Вторая часть обзора-рассуждения о судьбе крупнейшего игрового проекта. Немного грустная, сразу скажу.

После почти одиннадцати лет развития игрового проекта уже многим стало ясно, что так или иначе закат близок. Онлайн в игре падает месяц от месяца, на форумах некоторые ветки посещаются раз в месяц, а при вводе новой техники обсуждения ведут человек двадцать. Немного оживляют игру крупные игровые события, но уже все немного не то.

Как так получилось? Об этом в тексте ниже. Сразу скажу, что все это мое личное мнение, не претендующее на абсолютную правоту.

Точка невозврата

Как и у большей части игровых проектов такого масштаба, жизненный цикл которых растягивается на много-много лет, всегда идет элемент устаревания, потери новизны и, в конце концов, просто надоедания целевой аудитории. Задача разработчиков и издателя - бить по этим ключевым точкам, отдаляя неизбежный финал. В случае с World of Tanks есть еще одна деталь, которая играла на руку создателям проекта - это известная инертность целевой аудитории.

Для меня лично ключевым событием стала ситуация вокруг этого образца игровой техники.
Для меня лично ключевым событием стала ситуация вокруг этого образца игровой техники.

И все же разработчики в этой игре умудрились терять очки там, где в этом не было никакой необходимости.

Повороты не туда

Постараюсь обобщить все ключевые этапы этого процесса по пунктам, обобщая и делая собственные выводы.

Отношение к игрокам

В первой части обзора была небольшая заметка о том, что в начале это было даже немного забавно. Но вот это во многом мемная история: я не знаю ни одной компании в игрострое, которая отличалась бы настолько наплевательским отношением к игрокам.

То есть основной принцип взаимодействия с аудиторией был: мы лучше знаем, что вам надо, а вы идите лесом со своими предложениями. И даже когда каждое решение было хуже предыдущего - делать вид, что так и надо.

Причем провалы разработчиков отмывали как раз танковые блогеры. Ну в этом есть смысл, только в итоге это все равно скатилось к банальной рекламе: купите танчик и все у вас попрёт.

Главное из подпункта: с этим никто ничего не собирается делать, серьезно, это поведение собственно лишает их кредита доверия у игроков. Да что там! Просто зайдите в рандом и почитайте комментарии по отношению к WG. Приятного будет мало, но это справедливо.

Баланс

Вот тут со мной будет много несогласных, но я все же напишу: основная идея уровнять баланс по типу техники в бою лишила бои значительной части интереса.

Вот в чем была идея баланса по урону и здоровью: команды были равны по силе, но доступные тактики стали просто линейными.

Один из немногих танков, ребаланс которых особо не повлиял на игру, играется почти так же, как и на момент появления в игре.
Один из немногих танков, ребаланс которых особо не повлиял на игру, играется почти так же, как и на момент появления в игре.
То есть теперь смерть единственного ЛТ в бою часто решает исход боя в сторону другой команды. А вот допустим у вас вместо ЛТ-камикадзе будет лишний СТ. Вы же будете играть по другому и исход сражения снова будет туманным.

Но опять же, это все материал для споров и обсуждений. А по номиналу установленный уже два года расклад заставляет быть бои до тошноты похожими один на другой.

Отказ от масштабных обновлений

Ключевой момент, как минимум. Ввод новых веток по одной, иногда неполной (!) - это такая фишка последних лет игры. Но ветераны помнят, к примеру, ввод французской ветки - новая механика и куча незнакомой техники в боях - рандом адаптировался полгода к этому, что приводило к разнообразию боев и такому желанному удовольствию от игры.

Забавно, что еще в 2015 году кто то на форуме высказал мысль, что такой подход приведет к следующему пункту.
Как в воду глядел.

Тут стоило заметить, что балансом вводимых веток не занимались никогда, по факту. Но особенно ярко это проявилось при вводе веток-из-трех-танков, когда имбалансность бросалась в глаза еще и тем, что рандом в первые недели переполняли танки-клоны. Всем же интересно поиграть на новой технике.

Гонка вооружений

Да, логика, направленная на то, что бы игроки вгоняли в новые ветки реальные деньги и быстро-быстро всех нагибали привела к тому, что каждая новая ветка уже лет пять превосходит все, что было выпущено до них.

Колесная техника, досылатель в барабане, броня толщиной в метр и урон для ваншотов всего живого.
E-75 тоже был натянут на кактус: увеличение урона и бронирования вдогонку имбовым Progetto
E-75 тоже был натянут на кактус: увеличение урона и бронирования вдогонку имбовым Progetto
Все это было, и каждый раз игроки становились участниками тестирования, в плане того, что после первого ажиотажа технику резали в хлам, уравнивая с существующей.

Донат в абсолюте

Всем нам нужно кушать и зарабатывать деньги. Это да. Но в какой то момент разработчики нарушили свой основной принцип, который существовал в игре.

Кто помнит?
ИС-6 был уже тройки, но фармил, Ягдтигр 88 был хуже Феди, но фармил очень классно и т.д. Да, случались эпизоды: к примеру с Type 59. Но так его и выводили из продажи, что бы не разрушать игру.
Что сейчас?
Немецкий Scorpion намного лучше Борща, HWK 30 на порядок лучше HWK 12, EVEN 90 и Бат 12t вообще из разных миров. Все это очень сильно ударило по необходимости качать что либо.
Главное - поднять бабла, не считаясь с судьбой проекта.

Даже игровые акции: да, иногда дают возможность вырвать танк из цепких лап разработчиков, но! Чаще всего это сопряжено с таким уровнем погружения в игру, что становится очевидным посыл: купи со скидкой, чего ты паришься.

Вроде мелочи, а у меня вот из списка друзей в клиенте от силы одна пятая выходит в онлайн иногда.

Убить песок

Абсолютно неочевидное решение, как по мне. Но что есть, то есть.

Нет, в этом есть свой плюс, проиграть на пятых уровнях почти невозможно, если правильно выбрать технику.
Нет, в этом есть свой плюс, проиграть на пятых уровнях почти невозможно, если правильно выбрать технику.

Со вводом оборудования 2.0 из игры пропал целый пласт игроков, играющих на мелких уровнях. Причем особо смешно то, что на некоторых игровых событиях с помпой разыгрываются имбовые пескотанки. Зачем?

Кидалово без оговорок

О! Классическая история, объединяющая все предыдущие пункты в частностях. Приведу два примера:

AMX Foch 155
Хорошо, вы вроде как оставили игроку AMX Foch B и 155. Только 155 теперь стоит 1000 кредитов, и его продажа не компенсирует и процент от потраченных ресурсов. Так мало того, разработчики не предоставили выбора: может я предпочел бы вернуть стоимость десятки и опыт, потраченный на исследование?
WT auf E100
Еще веселее, если Фош еще был концептуально адекватной заменой, то Grille 15 - так это вообще не то, ради чего затевалась вся прокачка. И опять нулевая компенсация. Ау, это ли не кидалово?

Да, это скорее подпункт подпунтка, но очень хотелось написать. Простите.

Немного о важных мелочах

Нерф или ап арты, ускорение геймплея - это важные этапы изменения, но это вехи, которые не сильно влияют на общее восприятие игры.

А вот важной мелочью я считаю то, что за одиннадцать лет никто даже не подумал сделать хотя бы что-нибудь с размерами игровых карт. Да, у нас есть генеральное сражение и временами Линия Фронта. Но так это не везде и и не всегда.

А игроки уже в край устали от коридорных карт, в которых даже на танке все ключевое окружение сделано из неуязвимого состава.

Немного конспирологии

Об этом, стоит заметить, я не планировал особо расписывать. Но недавно заметил постоянно появляющихся игроков с одними и теми же никами в боях. Раньше такого можно было бы достичь только играя на "1-2-3".

Онлайн настолько мал?

Вывод как он есть

Игра пока существует, но с учетом принимаемых решений это все продлится не так уж и долго. Грядущий ввод экипажа 2.0, в том виде, в котором он предложен - несет в себе возможность растерять последних активных игроков.

Впрочем, критикуешь - предлагай, не так ли?

Лично мое мнение, что игру смело можно реанимировать развернув серьезную работу с картами и масштабной переработкой ролей техники в бою.

P.S. Это вторая часть материала, и вот будут ли по танкам еще - вопрос только в том, как сильно этого хотят подписчики.

Спасибо за прочтение, следите за публикациями!