Найти тему

Художник, на картинах которого слышно, как шуршит платье

Голландский художник Герард Терборх (1617 – 1681) десятки раз варьировал одни и те же сюжеты – любительские концерты, чтение письма, работа по дому, детские занятия… Даже персонажи иногда одни и тех же, в таких же позах. И порой из этих повторов и вариаций рождались настоящие шедевры, приближающиеся к лучшим работам великого Вермеера. Как и делфтский сфинкс, он часто изображал девушек и женщин. И порой кажется, что слышишь шуршание платьев. Например, на полотне «Визит поклонника» с его «выплывающей дамой». Или в «Молодой женщине в своей комнате».

Одна из картин, где Терборх приближается к Вермееру, - скромный на первый взгляд «Концерт». Две женщины играют на музыкальных инструментах, причем лица одной мы вообще не видим – она сидит спиной к нам. Но, как и у автора «Девушки с жемчужной сережкой», изображение поднимается над действительностью. Простая сценка становится загадочной. А еще это настоящий праздник для глаза – наслаждаешься тончайшим, удивительно гармоничным сочетанием цветов.

Некоторые картины Терборха – настоящие картины-загадки. Давно известно, что голландцы XVII века наполняли свои работы разными символами, нам обычно непонятными. В отличие от их современников. Возьмем эрмитажный «Бокал лимонада». Вроде бы всего лишь молодой человек осторожно выдавливает в бокал даме капельки лимонного сока. Но трактовок много. Одни считают, что женщине стало плохо, и кавалер (или доктор?) готовит ей целебный напиток – считалось, что кислый лимон снимает жар. Другие считают, что речь идет о «любовной болезни». А третьи, что речь идет о продажной любви, а старуха – сводня.

Но вообще-то, глядя на картины Терборха, рассуждать не очень хочется. Просто смотреть.

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

-9

-10