В 1963 году, в начале космической эры западные ученые задумались: а стоит ли бесконечно усовершенствовать космические корабли, чтобы дать космонавту чувствовать себя в космосе как дома? Не лучше ли усовершенствовать (или, как нынче говорят, аугментировать) самого космонавта? Накачать его лекарствами, напичкать имплантами?
Можно, но не обязательно.
Увы, человек изготавливается по одной базовой модели – весьма несовершенной. А значит, инженеры должны работать вместе с врачами.
Авторы статьи 1963 года решили, что усовершенствования можно подсмотреть у природы. Например, индийские йоги могут долго обходиться без кислорода, будучи похороненными заживо. Эскимосы едят много белковой и жирной пищи, и благодаря этому более «морозоустойчивы».
А значит, можно «научить» человека-космонавта обходиться без кислорода, не спать 20 часов в сутки. Пойдем дальше: путь он самостоятельно впадает в анабиоз, выращивает себе поврежденные органы или легко выносит радиационное облучение!
Наука придет на помощь. Можно и пару имплантов пересадить, и специальными антирадиационными мазями космонавта намазать, и много чего интересного придумать.
Уже шестьдесят лет назад ученые забеспокоились, во что это выльется. Вряд ли во что-то хорошее. Фантастика последующих десятилетий активно использует эту тему.
В качестве иллюстрации журнал “Popular Science ” (ноябрь 1963 года) печатает вот такую картинку человека-космонавта будущего. С оговоркой – можно ли вообще считать его человеком?
Но все же ученые полвека назад решают, что игра стоит свеч:
«Мы предвидим человека, внешне обычного, но он будет легко адаптироваться к нехватке кислорода – как современные жители высокогорья. Он сумеет выдерживать высокие температуры – как факиры, которые ходят босиком по углям. Он будет есть мало, как библейский отшельник в пустыне. Он будет пробегать милю за три минуты, одновременно решая в уме задачи высшей математики. Мы назовем такого человека “Оптимэном”».
И завершают свой прогноз чудесной фразой – символом эпохи космической гонки:
«Если мы не возьмемся за эту задачу, то русские нас опередят!»