Найти тему

Как сибирский графит помогал дороги прокладывать

В прошлой статье я рассказывал о графите, найденном в Сибири на землях купца М.К. Сидорова. Я уже писал об этом купце, все ссылки в конце статьи. Качество минерала оценили на Международной выставке в Лондоне. А ещё графитом весьма заинтересовались в фирме Кох-и-нор, на то время они уже наладили выпуск карандашей, а вот с нормальным сырьём было туговато. Дельцы предложили царскому правительству сделку, мол, они добывают, привозят, обрабатывают и продают, а за это они заплатят в государеву казну денег. Сумма сделки мне неведома, впрочем, это неинтересно. А вот дальнейший поворот событий был неожиданным.

Купец Сидоров, узнав об этом предложении фирмачей возмутился, и приложил все силы, доказывая, что надо самим добывать и реализовывать графит. В казне, как обычно, на это дело денег не нашлось, но дали добро. Впрочем, купец давно действовал на свой страх и риск, мало оглядываясь на чиновников из столиц. Он как-то написал:

«Я старался доказать, что на нашем Севере находятся громадные богатства, которыми мы не пользуемся».

М.К. Сидоров, купец и меценат. Источник: Яндекс.Картинки
М.К. Сидоров, купец и меценат. Источник: Яндекс.Картинки

Эти слова оказались пророческими, в XX веке блистательно подтвердились. Скорее всего, поэтому он очень ревностно относился к засилию иностранцев в России, видя в них, и не без причины, грабителей «громадных богатств». Но вернёмся к графиту.

Как гласит русская поговорка: «за морем телушка полушка, да рупь перевоз». Стал остро вопрос, как доставлять графит из Сибири? Здесь и сейчас-то много направлений, а не дорог, а уж тогда, в XIX веке дело было вообще швах. Нужен был человек, который бы проторил путь между морем и графитовым месторождением. Сидорову посоветовали молодого человека, в то время живущего в Петербурге. Это был Кушелевский. О нём расскажу в одной из следующих статей, должен сказать – замечательнейший человек, настоящий патриот России. И это не красивые слова, а его реальные дела.

Юрий Иннокентьевич Кушелевский до судьбоносной встречи с Сидоровым несколько лет работал на Севере, в Тобольске и Обдорске, так что опыт жизни у него был. Судя по всему, столичная жизнь не очень нравилась Кушелевскому, потому что он с радостью согласился на предложение своего знакомого по Тобольску Латкина, участвовать в экспедиции Павла Рыбникова, собиравшего образцы народного творчества.

Кстати, сам Латкин был на короткой ноге с Сидоровым, у этих купцов были совместные дела. Так вот, когда Сибиряков стал подыскивать человека, который бы возглавил экспедицию для поиска сухопутного пути от Печоры до Полярного Урала, то Латкин посоветовал Кушелевского.

Позже Кушелевский написал в книге:

«Я очень хорошо понимал, что другой кто-то, менее знакомый с местностью, не скоро решился бы обречь себя тяжёлым трудам и лишениям, сопряжённым с моим предприятием, если б я отказался от них. Наконец признаюсь, мне хотелось сделать хотя бы одно истинно полезное дело в жизни и заслужить спасибо от благомыслящих людей».
Книга Ю. И. Кушелевского. Источник: Яндекс.Картинки
Книга Ю. И. Кушелевского. Источник: Яндекс.Картинки

Приехав в Обдорск (сейчас г. Салехард) Кушелевский с энтузиазмом принялся собирать экспедицию. Проблем было много. Например, чтобы нанять оленеводов требовалось много времени на уговоры, ведь кочевники никуда не торопятся. К тому же они не очень хорошо понимали, зачем этому русскому куда-то ехать, да ещё в земли полные загадочных опасностей.

«Надобно сказать, что остяки и самоеды смотрели на моё предприятие как на дело невозможное. По словам их, основанным на каких-то преданиях, в той стране, куда я шёл, живут какие-то одноглазые люди, ездящие на медведях. Эти дикие рассказы, наводящие суеверный страх, много препятствовали найму людей и без того довольно затруднительному».
Морской порт в Архангельске. Источник: Яндекс.Картинки
Морской порт в Архангельске. Источник: Яндекс.Картинки

За сорок два дня экспедиция прошла более восьмисот километров. Надо учесть, что на всем протяжении не было человеческого жилья, и дело происходило зимой. Зимник был проложен. Так началась борьба со всеми, кто не верил, что в Сибири возможно построить дороги, что без помощи иностранцев не обойтись.

Вот таким образом, удалось оттеснить от сибирского графита кохиноровцев и доказали, что если очень захотеть, то можно многое сделать. Главная цель всё же была достигнута – ещё одна дорога в Сибири была проложена.

На следующий год неутомимый Юрий Иннокентьевич организовывает вторую экспедицию. Он понимает, что сухопутная дорога, не выход. Теперь он ищет водные пути через Обскую и Тазовскую губы. К этой экспедиции я ещё вернусь.

Купец Михаил Сидоров - страж Севера

Графит – самый полезный минерал

Если статья была познавательна, оставляйте комментарии и т.н. "лайки".

Ваш В.Л.

Наука
7 млн интересуются