Найти тему
Анна Ульман

Бьюти-тренды красоток с портретов XVIII века

Всем привет!👋

Все помнят прекрасные портреты, созданные мастерами XVIII века: какие загадочные, милые дамы смотрят с них на зрителя. Меня заинтересовал вот такой момент: а чем из косметики пользовались дамы и девушки с портретов? Что было в бьюти-трендах XVIII века?

И вот что я узнала.

Во-первых.

Косметикой активно пользовались не только женщины, но и мужчины использовали тональные средства, пудры и румяна.

В 1753 году барон Пётр Петрович Лефорт, камергер и обер-церемониймейстер Елизаветы Петровны, привёз из Италии новинку: качественные жемчужные белила. Конечно, такой продукт в России был на вес золота и не каждая придворная дама могла заполучить его в свою косметичку.

Историки рассказывают, что Анастасия Голицына написала брату трогательное письмо, в котором извинялась за то, что отвлекает его от государственной службы, и умоляла купить и прислать «памаду, жемчужную» которая «делает великую белизну». Затем продавала своим подругам вожделенную новинку.

Дворянка Елизавета Янькова — ее воспоминания записал и издал внук Дмитрий Благово — так описывала времена своей молодости, которые пришлись на последнюю четверть XVIII века: «…пудра очень всех красила, а женщины и девицы вдобавок еще румянились, стало быть, зеленых и желтых лиц и не бывало. С утра мы румянились слегка, не то что скрывали, а для того, чтобы не слишком было красно лицо; но вечером, пред балом в особенности, нужно было побольше нарумяниться. Некоторые девицы сурьмили себе брови и белились, но это не было одобряемо в порядочном обществе, а обтирать себе лицо и шею пудрой считалось необходимым».

На тот момент даме высшего света нельзя было появляться на публике без косметики и парика, это считалось неприличным. Кроме того, если женщина была при макияже — это указывало на её статус в обществе, так что все активно пользовались косметикой.

Пока читала я о макияже XVIII века, стало мне очень интересно: а из чего же изготовляли косметику?

Ну например белила. Я как художник знаю, что для масляной живописи белила изготовляются из свинца, а это ведь просто губительно для здоровья человека. Оказывается, и в состав декоративной косметики XVIII века входил свинец. Ежедневно дамы наносили такие пудры или белила на лицо. Представляете? Человек медленно, но верно травил себя... увы, тогда о вреде свинца никто не знал, главным было замаскировать нездоровую кожу и придать ей блеск.

Были и другие варианты, менее вредные «био» средства на основе висмута, мела или крахмала — но они не так хорошо маскировали недостатки.
Если вы думаете, что люди раньше не переживали по поводу здоровья кожи, то это не так. Женщины понимали прекрасно, что косметика постепенно ухудшает кожу. Существовали руководства по уходу за лицом, рассказывающие — как сохранить кожу здоровой, и не постареть раньше времени. В них советовали перед нанесением макияжа использовать специальные притирания и лосьоны, а перед сном белила и румяна стирать. Толстый слой тонального крема надо было счищать с кожи специальным ножом, чтобы освежить цвет лица.

Дмитрий Григорьевич Левицкий  "Портрет Урсулы Мнишек", 1782 г.
Дмитрий Григорьевич Левицкий "Портрет Урсулы Мнишек", 1782 г.

Посмотрим на портрет Урсулы Мнишек, написанный Левицким в 1782 году. Как хороша прекрасная графиня! Слегка повернув голову, она смотрит на зрителя с явным любопытством. Словно говорит нам: «Правда, хороша я?»

Графиня напудрена с ног до головы, на голове красуется высокий и пышный парик, который кажется серым — так сильно напудрен. Представляете, чтобы напудрить такую прическу, могло уйти до килограмма пудры, а то и больше!

Чтобы напудрить волосы прибегали не только к пуховкам, но и к воздуходувкам, а чтобы не обсыпаться при этом с головы до ног, надевали специальное неглиже и даже маски. Пудру для волос — белую и различных оттенков — обычно делали из разных сортов пшеничной муки (цвет муки мог быть тёплого молочного или например серых тонов).

Фёдор Степанович Рокотов "Портрет Екатерины II " , 1763 г.
Фёдор Степанович Рокотов "Портрет Екатерины II " , 1763 г.

А вот портрет Екатерины II, исполненный Рокотовым Фёдором Степановичем, где императрица изображена в профиль. Её парик безупречно напудрен, завит и уложен в высокую причёску, лицо слегка напудрено, а на щеках алеет румянец.

Без румян в то время не обходилась ни одна женщина, по воспоминаниям Яньковой, «не нарумянившись, куда‑нибудь приехать значило бы сделать невежество».

На изготовление румян шла киноварь или более дорогой кармин. Позже начали использовать шафран: это не вредило коже и давало возможность создавать разные оттенки, от ярко-красных до бледно-розовых.

По моде тех времён румяна наносили не только на щеки, но и под глаза, чтобы те казались ярче, и на виски, и возле губ. Этот цветовой акцент был завершающим штрихом в сложном процессе дамского туалета.

Изготовляли румяна в разной форме — в виде порошка, который наносили кисточкой; в виде густой помады, который наносили руками и растирали, или же это могли быть небольшие окрашенные кусочки ткани или бумаги, которыми терли лицо.

Алексей Антропов  "Портрет Анастасии Михайловны Измайловой", 1759 г.
Алексей Антропов "Портрет Анастасии Михайловны Измайловой", 1759 г.

Между прочим, косметикой активно пользовались не только девушки, но и дамы зрелого и преклонного возраста. Помните портрет Анастасии Михайловны Измайловой кисти Алексея Антропова? Живописец изобразил статс-даму прямо и просто, без всяких кокетливых поворотов: придворная особа преклонных лет, с нарочитым искусственным румянцем, насурьмленными бровями и чуть‑чуть слезящимися глазами.

PS Дорогие читатели, пишите понравилась статья или нет? Хотите продолжение истории? Спасибо вам за ваше внимание и поддержку!