Книги о девочках - гимназистках делятся на два разряда: "Царская гимназия - это кошмар и суррогат образования", и "царская гимназия - это прелесть и единственное настоящее образование". Истина посредине?
Да, посредине - уверена Вера Новицкая, автор целой серии книг о женской гимназии рубежа XIX - XX веков.
Четыре повести этого автора - об одной девочке, Марусе Старобельской. Мусе, как её называют дома.
"Хорошо жить на свете" - Муся рассказывает о своей жизни до поступления в гимназию.
"Веселые будни" - первый год обучения Муси в гимназии.
"Безмятежные годы" - предпоследний класс гимназии.
"Первые грезы" - лето и выпускной класс гимназии.
Есть в этих книжках "для девочек" и ожидаемая сентиментальность, "дуси - муси - пуси", но есть и множество интересных, забытых деталей. Что за сувенир - "клякспапир"? А это - промокашка, перевязанная цветной ленточкой. А что за клятва - "Ел боб"? Это - слегка видоизменённое "Ей богу" - ведь нельзя же поминать имя Божие всуе!
Жизнерадостная Муся во всём старается увидеть что-то хорошее: первые её впечатления от школы - "Класс весёленький, попинька премиленький", а смешнее всего - занятия старшеклассниц по гигиене. Они "проходят" спасение утопающих - отрабатывают искусственное дыхание на своих же подружках.
А как это - играть на пианино "по-христиански"? А это - когда "левая рука не ведает, что творит правая"!
Но очень скоро читатель замечает: эти первоклассницы гораздо старше сегодняшних. И дело не только в том, что в гимназию принимали с девяти. На праздники Мусе дарят уже не игрушки - книги, не очень даже и детские. Поощрение за хорошие оценки - поход в Русский музей или в Мариинский театр (девчушка уверена, что лучшая на свете опера - "Демон"!). Более того: благополучный ребёнок из благополучной, любящей семьи обязана иметь свой бюджет - и грамотно им распоряжаться. За отличные оценки ей ПЛАТЯТ, что очень скоро будет признано абсолютно педагогически недопустимым.
Муся может маленько сжульничать: за одну оценку получить два гривенника - один от мамы, другой от папы.
И всё - в копилку. Как же она распорядится своей уже пятирублёвой казной?
Предложит одноклассницам скинуться - и помочь учительнице, у которой умерла сестра. Осиротели двое маленьких племянников - а на учительское жалование она теперь им и игрушек не купит.
Мусина мама поддерживает эту затею и морально, и материально, но объясняет, что маленьким сиротам нужны прежде всего еда и одежда.
А хотите порадовать игрушками - подарите свои. Вы ведь уже большие. Главное - доставить деньги и посылки надо анонимно. Учителям не то, чтобы запрещено получать подарки от учеников, но - очень неудобно.
И совершенно безошибочно Муся чувствует грань между допустимым озорством - и подлостью, абсолютно недопустимой. Спрятаться от учителя под парту, чтобы не вызвали - это можно. Сорвать урок, притащив целую жестянку тараканов - можно.
Но если никакие ухищрения не помогли избежать заслуженной "двойки"...
Подпись родителей под "двойкой" должна появиться вовремя. Прятать от них дневник - трусость.
А уж подделать подпись - низость такая, что виновную в таком криминале исключили из гимназии - и никто не пожалел.
Но значит - оценки ставили отнюдь не за красивые глаза? Да, программа здесь совсем не шуточная: с первого класса два иностранных языка, не считая славянского, музыка (не хор, в котором можно и просто постоять, а уроки игры на пианино), рисование, рукоделие, и всё это - наряду с математикой географией, историей и словесностью.
И за качество знаний учителя отвечали перед учебным округом. Вплоть до того, что четвертные и годовые контрольные проверялись лично инспектором гимназий.
К покорению вершин науки девочек, очевидно, не готовили, но для "честной трудовой жизни" полученных знаний и умений хватало. Здесь учили не "для галочки". Тяжело? Да, но... умственная нагрузка настолько вошла в привычку, что за каникулы Муся успевает по ней соскучиться! При том, что и нелюбимые предметы, и нелюбимые учителя, конечно, есть. Но десятилетний человечек уже понимает, что "всё хорошо" просто не бывает. Главное - от всех гимназических неприятностей отдохнёшь душой дома.
Светлая повесть о гимназии, увиденной глазами светлого человека.
***
Сегодня мы снова и снова пытаемся сделать школу хоть немного более эффективной. Вглядываемся в прошлое: может, вернуть раздельное обучение? Ведь во всём мире элитные школы - раздельные, ведь в них успеваемость выше... А если не просто раздельные, а ещё и интернаты - пансионы?
Разумеется, в прошлом опыте что - то ценное есть, но так ли важна успеваемость сама по себе? Разве не ценнее жизненный опыт, семья? Самостоятельность, которая в пансионе едва ли возможна вообще?
Были в России и такие учебные заведения, где половина учеников жила прямо в стенах школы (пансионеры), а другая половина - дома, в семье (приходящие). Разница бросалась в глаза!
Но об этом - в следующий раз.