Сулейман молча смотрел на лежащего перед ним неподвижно застывшего человека, который при жизни всегда был активен. Торжественные церемонии, приемы послов, заседания в Диване ему всегда давались с трудом. Во время них согласно этикету требовалось сидеть на троне словно статуя, не шелохнувшись и не показывая свои эмоции, а порой так хотелось уцепиться за бороду непокорному визирю. Впрочем, для Селима Явуза особых правил не существовало и он мог их в любой момент нарушить, о чем знали все поданные.
Однако сейчас, рассматривая лицо мертвого отца, наследник впервые подумал над сущностью бытия и мудрой фразой маленькой наложницы, которая в ответ на его вопрос — почему за ночь с ним попросила разрешения посещать библиотеку, а не золото или же побольше дорогих украшений и узорчатых тканей произнесла неожиданно:
— На тот свет я все эти дары с собой не унесу!
— А знания? Их разве захватишь?
— Знания — это совсем иное. Они помогут мне жить, найти выход в трудной ситуации и не бояться смерти.
В тот момент шехзаде просто не знал, что сказать, только растерянно посмотрел по сторонам. Кто бы мог подумать, что в этой рыжей головке скрываются такие мудрые мысли! Так что сейчас, читая молитвы у изголовья умершего родителя, он вновь и вновь мыслями возвращался к этой женщине, ради одной улыбки которой готов был пойти на край света.
Он не переставал восхищаться ее мудрости. А ведь верно права русская наложница. На тот свет ничего с собой не захватишь! Неожиданно в ушах прозвучала фраза, которую она изрекла как-то задумчиво:
— Мой господин, страшна не сама смерть, а то что ждет после нее…
Вспомнил эти слова и задумался — а верно, что ждет после нее? Вот к примеру, его отец, великий правитель Селим Явуз.
Покойный султан был бесстрашен и храбр, золото, в прямом смысле слова, текло к нему в руки рекой. А умер и ничего с собой унести не смог… Только белый саван...
Шехзаде дал себе слово — обязательно прикажет построить красивое тюрбе, где навсегда успокоится тело отца. Он даже представил как место станет выглядеть это место. Это будет квадратное здание с большим куполом без всяких аркад и колонн. На гробнице прикажет выбить небольшую эпитафию, сочиненную самим Селимом, который как известно был любителем поэзии : «В гробу покоится Селим, гроза мертвых и живых, завоевавших при жизни землю, а после смерти стремившийся на сражения. Мой дух парит, продолжая искать новые сражения»...
Итак, султан умер! Да здравствует султан!
Теперь ему, Сулейману, предстоит занять престол, стать правителем и править долго и мудро, чтобы не было стыдно перед предками и так, чтобы им гордились потомки.
Но для начала следовало отправить гонца в Манису, дабы тот принес матери скорбную весть. Грех, конечно, думать подобное, но он не сомневался — матушка будет рада. Наконец-то закончился страх, скучное и однообразное пребывание в Манисе, жизнь во дворце с постоянной оглядкой. Сбылась ее мечта — Айше Хафса-султан станет первой женщиной в стране. На этот месте Сулейман позволил себе усмехнуться — родительнице просто не представляет, какой сюрприз решил ей приготовить…
Публикация по теме: Меч Османа. Часть 56
Начало по ссылке
Продолжение по ссылке