Интересную тему встретила в интернете. Пишут, что в Древнем Риме по городу таксовали колесницы. Зная, что колесницы, да ещё запряженные двумя лошадьми, транспорт довольно громоздкий, я как-то засомневалась. Попробуем разобраться, правда ли это... или миф, придуманный современными римскими таксистами, чтобы пассажирам рассказывать в пробках?
Пишут, что вертикальные стоячие (по типу боевых) колесницы оснащались скамейками для пассажиров и снабжались "одометром", устройством, описанным у Витрувия. Ученого, жившего в I веке до н.э. Это техническое изобретение позволяло отмерять расстояния с помощью движения колеса.
Если кратко, то определенное количество оборотов колеса колесницы со стандартным диаметром, давало 1 римскую милю. На каждую милю в специальное отделение падал камешек. Таким образом можно было посчитать, сколько миль прошла колесница. Количество камешков переводили в денежный эквивалент.
Римская миля - путь в тысячу двойных шагов (и правой и левой ногой). По современным оценкам римская миля равна примерно 1,479 км.
А если колесница проезжала полторы мили? Камешек не падал? Тогда пассажира высаживали бы ровно на 1,2,3 милях? 1,479 км - приличное расстояние. Это 15-20 минут пешком по прямой и ровной дороге, если не надо что-то обходить, подниматься и спускаться по горкам. Какой смысл ехать по городу, если потом надо идти пешком вперед или назад. Или за неполную милю был особый коэффициент? Ничего подобного историкам неизвестно.
Если говорить о самом Риме - город был велик, но застроен настолько хаотично, располагался на холмах, сменявших низины, что дороги города были ужасно кривыми. Не очень удобно гонять на колесницах, тем более, оснащенных одометром.
Вам может быть интересно:
К тому же, одометр Витрувия - довольно велик. Непонятно, как он работал и работал ли вообще. Леонардо да Винчи не смог заставить работать устройство, сделанное по чертежу Витрувия, Ему потребовалось много доработок. Я так понимаю, Витрувий не претендовал на авторство изобретения и оно принадлежит другому древнему изобретателю, А Витрувий его просто описал, вероятно, с ошибкой...
Богатые римляне имели свой транспорт, по городу они передвигались в паланкинах, которые вручную переносились рабами. Кто был попроще или просто хотел быть мобильнее - ехал на лошадях верхом. На собственных лошадях! Простые люди вообще ходили пешком.
Но подобный прибор, установленный на колесницу, можно было бы использовать для измерения расстояний в градообразующих и военных целях. Для измерения расстояний между городами, чтобы нанести на карту. Для расчета стоимости строительства новых дорог. Для расчетов расстояний до противника и т.д.
В общем, каких-то реальных письменных доказательств о такси колесницах в Древнем Риме я не нашла. А повозки с извозчиками, конечно же, были. И это уже реальность. Но если у вас есть свои мысли на этот счет, я буду рада, если вы расскажете )))
А здесь интересная статья о том, как в болоте Лондона нашли древнеримский крем, которому 2000 лет.
>>>>>>>Подписывайтесь на канал Тайничок Истории <<<<<<<