У искусства не женское имя, хотя и женское лицо. На протяжении всей истории искусств женщины были незаслуженно обделены вниманием и правами. Невозможность обучаться живописи официально, сексизм при отборе работ для выставок, жизнь в тени известных мужчин-художников… Всё это — те реалии совсем недавнего прошлого, отголоски которых встречаются и сегодня. В честь праздника рассказываем о 10 женщинах, которые внесли огромный вклад в искусство.
Артемизия Джентилески
В мире едва ли не каждый знает имя Караваджо, но почти никому не знакомо имя Артемизии Джентилески, хотя по уровню мастерства она нисколько не уступала знаменитому итальянцу.
Артемизия Джентилески создавала феминистическое искусство ещё до того, как это стало мейнстримом — в XVII веке. Она стала символом борьбы женщин за право быть художницами в Италии и первой женщиной, принятой в старейшую в Европе Академию изящных искусств во Флоренции.
Самое узнаваемое произведение Джентилески — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» — изображает акт расправы женщины над мужчиной-врагом. Это полотно во многом автобиографично: в детстве она пережила акт насилия. К тому же, картина, безусловно, является оммажем Караваджо, которым художница восхищалась и славе которого, возможно, завидовала.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён
Французский двор знал многих портретистов, но почему-то имя мадам Лебрён почти неизвестно. А она, между тем, создала более 30 портретов Марии-Антуанетты и в целом была любимой художницей французской аристократии.
Портретистка Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён была настолько популярна среди своих современников, что с 15 лет могла на полученные от заказов деньги обеспечивать себя и содержать овдовевшую мать и младшего брата.
Во время французской революции художница покинула страну, много путешествовала, 6 лет жила в России, где даже получила заказ на портрет от императрицы Екатерины II. Правда, написать его не успела — императрица умерла.
Ангелика Кауфман и Мэри Мозер
Художницы Ангелика Кауфман и Мэри Мозер вошли в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков оставались единственными женщинами, получившими в ней членство.
Ангелика Кауфман смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров — исторической живописи — и стала признанным мастером классицизма.
Мэри Мозер — художница швейцарского происхождения — была одной из самых известных женщин на британской арт-сцене XVIII века. Она обрела известность благодаря изображениям букетов и цветочных орнаментов, заказы на выполнение которых получала даже от британской королевской семьи.
Берта Моризо
Вспоминая импрессионизм, на ум сразу приходят имена Мане, Ренуара, Сезанна. А между тем Берта Моризо тоже стояла у истоков этого направления, и её живопись во многом оказала влияние на Эдуарда Мане, только почему-то об этом мало кто говорит.
Внучатая племянница Жана-Оноре Фрагонара и ученица Камиля Коро, Берта Моризо регулярно выставляла свои работы на престижном Парижском салоне, пока в 1874-м не приняла решение присоединиться к первой выставке импрессионистов.
Берта Моризо не только предоставила свои работы для выставки, но и вместе с Моне, Ренуаром, Сислеем и другими художниками отбирала работы для экспозиции. А картины самой художницы регулярно экспонировались наряду с работами её более известных сегодня коллег-мужчин и высоко ценились ими.
Наталья Гончарова
Талантливую художницу Наталью Гончарову называют «амазонкой русского авангарда» за её вклад в искусство. В своём творчестве она экспериментировала с разными жанрами — от импрессионизма до кубофутуризма, — благодаря чему выработала собственный выразительный живописный язык.
Наталья Гончарова оставила после себя огромное наследие — около 400 работ, а её картина «Испанка» сегодня входит в 10 самых дорогих произведений русских художников, когда-либо проданных с молотка.
Джорджия О’Киф
Джорджия О’Киф считается первой женщиной американского модернизма. На протяжении всей своей долгой карьеры художница была верна трём основным сюжетам: изображению цветов, пустынных пейзажей и костей животных.
Её авторский стиль объединил традиции европейской абстрактной живописи и эстетику фотографов-пикторалистов, одним из которых был супруг художницы Альфред Стиглиц.
Она изображает в форме цветов скрытую страсть — тревожную, дурманящую и хищную. Критики связывали образы художницы с сексуальными символами, анализируя ее картины в духе фрейдизма. Сама О'Киф всегда отрицала эти интерпретации и утверждала, что ее цветы выражают чувственность, тонкую сущность природы и мироздания.
В 2014 году ее картина «Дурман» поставила ценовой рекорд среди произведений искусства, созданных женщинами. На торгах аукционного дома Sotheby's в Нью-Йорке эта картина ушла с молотка за $44,4 млн.
Луиза Буржуа
Луиза Буржуа — художница, стоявшая у истоков феминистического искусства ХХ века. Хотя её творчество ничуть не уступает работам Джексона Поллока, Марка Ротко и Виллема де Кунинга, с которыми дружила Луиза, известность пришла к ней гораздо позднее.
Луиза Буржуа всегда выступала за права женщин. Она говорила: «Художнице никогда не дадут спокойно работать, если она не будет раз за разом доказывать свое право на существование в мире искусства». Уже в 1981 году состоялась ретроспективная выставка Луизы Буржуа в MоMA. В последние 20 лет жизни она создавала рисунки и скульптуры огромных паучих. Этот образ стал визитной карточкой художницы, воплощая в себе её детские страхи и одновременно напоминание о матери — лучшем друге и защитнике.
Марина Абрамович
Едва ли современное искусство в целом и искусство перформанса в частности можно представить без Марины Абрамович. Она входит в число 100 самых влиятельных людей в искусстве по версии Art Review и вносит огромный вклад в развитие арт-феминизма в мире.
В своем творчестве Марина Абрамович стремится к максимальным результатам, испытывая до предела возможности своего тела и психики.
К примеру, один из самых известных ее перформансов — «Ритм ноль» — мог закончиться для Абрамович летальным исходом: художница разложила на столе 72 разных предмета и пригласила зрителей взять любой из них и использовать по своему усмотрению на теле художницы, пока она оставалась неподвижным объектом. Среди предметов, помимо роз и боа из перьев, был заряженный пистолет, из которого Марину чуть не застрелили.
Ли Краснер
Ли Краснер — талантливая и яркая художница, без которой, возможно, мир бы не знал Джексона Поллока. Но вот ирония: сегодня его имя на слуху у каждого, а её — практически забыто.
Ли Краснер получила прекрасное образование: сначала в одной из лучших американских школ искусства, Национальной академии дизайна в Нью-Йорке, а затем в школе художника-абстракциониста Ганса Хофманна, который в начале ХХ века работал плечом к плечу с Пикассо и Матиссом.
Хофманн разглядел в девушке невероятный талант, даже феномен, хотя манера её письма после знакомства с ним изменилась. Когда, много лет спустя, среди прославившихся учеников Хофманна называли Поллока, он поправлял: «Поллок был не моим учеником, он был учеником моей ученицы». Конечно, имея ввиду Ли Краснер.
Во время обучения у Хофманна Ли Краснер переживала настоящий творческий расцвет. 1940-е были ее триумфом: ее приглашали на выставки, где ее картины висели рядом с полотнами Пикассо, Брака, Модильяни. В то время художница знала всех ключевых фигур американской арт-сцены: де Кунинга, Мондриана, Пэта Коллинза, Давида Бурлюка. Знаменитым сделала она и Поллока, правда, ценой собственной славы.