Найти тему
Молодость в сапогах

Аэростаты в Великой Отечественной войне.

Один из символов Великой Отечественной - аэростат заграждения над Москвой или Ленинградом. Эти кадры все мы видели не раз.

При этом даже с таким относительно незамысловатым средством ПВО связано большое количество ошибок и заблуждений. Вот пример:

Часто в подписях к такого  рода снимкам указано, что это аэростаты. Но это НЕ аэростаты.
Часто в подписях к такого рода снимкам указано, что это аэростаты. Но это НЕ аэростаты.

С аэростатами заграждения (далее АЗ) путают обычно газгольдеры - баллоны для хранения водорода, которым наполняли сами АЗ. Эти емкости транспортировали к месту подготовки аэростатов "к выпуску" (так этот процесс именуется в документах) сначала пешим ходом, что и изображено на снимке выше. Процесс это был долгий и неудобный, так что пешую транспортировку заменили специальными прицепами и тут началось... Газгольдеры цеплялись за автомашины, фонари, провода трамвайных линий и за углы зданий при неудачном маневре или резком торможении, что приводило часто к пожарам. Ниже фрагмент отчета о боевой работе частей АЗ Московской Армии ПВО за 2.1.44. Потерь АЗ нет, зато газгольдеров сгорело при авариях во время транспортировки аж 3 штуки. Прямо на улицах Москвы и без всякого участия противника.

-3
Газгольдеры в Москве на набережной. Транспортировка таким вот образом занимала много времени и отвлекала личный состав, зато была менее пожароопасной.
Газгольдеры в Москве на набережной. Транспортировка таким вот образом занимала много времени и отвлекала личный состав, зато была менее пожароопасной.

Прежде чем подробно рассматривать боевую службы частей АЗ, отметим: в Великой Отечественной войне использовался и другой тип аэростатов - аэростаты наблюдения (далее АН). АН имел экипаж - наблюдателей в корзине, которые передавали сведения об увиденном с высоты для корректировки огня своих батарей, например. Естественно, такая цель была желанной добычей для истребителей, так что АН старались прикрыть артиллерией, зенитными орудиями и своей авиацией. Выпуск аэростата наблюдения, судя по документам, мероприятие отнюдь не местного значения - приказы корпусного и армейского уровня тому наглядное подтверждение - см. ниже.

Директивы и указания. № документа: 383, Дата создания документа: 17.07.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 11229, Опись: 0000001, Дело: 0029, Лист начала документа в деле: 324. Авторы документа: 29 гв. ск, гв. подполковник Бескровнов, гв. капитан Будник.
Директивы и указания. № документа: 383, Дата создания документа: 17.07.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 11229, Опись: 0000001, Дело: 0029, Лист начала документа в деле: 324. Авторы документа: 29 гв. ск, гв. подполковник Бескровнов, гв. капитан Будник.

Начальник штаба артиллерии 29-го ГСК требует предупредить свои части в полосе действий Армии о том, что "с началом артиллерийского наступления армии в районе западнее 1.5 км Ружин будет работать аэростат наблюдения, высота подъема 980-1000 метров." Следующий приказ (Штаб артиллерии 65-й Армии) от 23.06.1944 требует обеспечить прикрытие средствами ПВО действий аэростата, который будет находиться на высоте 500-600 метров.

Боевые приказы и распоряжения. № документа: 1248, Дата создания документа: 23.06.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 422, Опись: 0010496, Дело: 0440, Лист начала документа в деле: 310. Авторы документа: 65 А, гв. полковник Гусаров, майор Коккин.
Боевые приказы и распоряжения. № документа: 1248, Дата создания документа: 23.06.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 422, Опись: 0010496, Дело: 0440, Лист начала документа в деле: 310. Авторы документа: 65 А, гв. полковник Гусаров, майор Коккин.

В приведенных выше документах упомянут 6-й воздухоплавательный дивизион аэростатов наблюдения - ВДАН. Аэростаты наблюдения действовали в составе соответствующих частей и подразделений - дивизион состоял из отрядов, а также подразделений обеспечения и снабжения. Таких дивизионов было несколько. Ниже журнал боевой работы 2-го отряда 4-го ВДАН

Журнал боевой работы АН 2 отряда 4 ВДАН аэростат АН-540 № 42906

Сведения. Дата создания документа: 08.12.1943 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 9929, Опись: 1, Дело: 11, Лист начала документа в деле: 312 об. Авторы документа: 102 габ БМ, ст. лейтенант Багиров, ст. лейтенант Гришин.
Сведения. Дата создания документа: 08.12.1943 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 9929, Опись: 1, Дело: 11, Лист начала документа в деле: 312 об. Авторы документа: 102 габ БМ, ст. лейтенант Багиров, ст. лейтенант Гришин.

Экипаж АН состоит из двух офицеров - в данном случае лейтенант или младший лейтенант. Задача выполняется на высоте 700 метров в течение 35 минут - пристрелка и корректировка артогня по развилке дорог Гришино и ж.д. станции Новосокольники и пр. Задачу поставил нач. штаба артиллерии 22-й Армии.

Наблюдатели на аэростате. 1945 год. Снимок из газеты.
Наблюдатели на аэростате. 1945 год. Снимок из газеты.

В случае повреждения аэростата экипажу приходилось прыгать с парашютом. Все же, как правило, наблюдение с АН вели над позициями своих войск, так что шансов выжить в случае чего у наблюдателей было побольше, нежели чем у пилота сбитого над вражеской территорией разведчика. Возможность длительное время наблюдать за одним и тем же районом, не отвлекаясь на управление летательным аппаратом и корректируя огонь артиллерии в реальном времени при надежной связи с наземными войсками и определяла использование такого рода средств разведки, несмотря на активное применение авиации.

Еще одно фото экипажа АН. Скорее всего сделано на земле.
Еще одно фото экипажа АН. Скорее всего сделано на земле.

Уязвимость АН от атак вражеских самолетов и огня с земли требовала тщательной подготовки и организации взаимодействия с частями артиллерии, ПВО и собственной авиацией. Понимали это не все и не всегда.

"Командиром 3 отряда 6 ВДАН в представленном акте об аварии аэростата 2 августа 1944 года указано в п.2: "аэростат работал без никакого прикрытия" и в п.8 акта "необходимо артиллерийскому командованию принимать меры к правильному использованию аэростата наблюдения, по возможности придавать артподразделения на весь период работы".

Это цитата из приказа командующего артиллерии 69 Армии. Он требует дать объяснения по факту неправильного использования АН в 62-й ПАБр.

Использовали аэростаты для разведки и корректировки огня и немцы. Их тоже сбивали - акты и рапорты об этом встречаются в архивах достаточно часто. Ниже такой документ от 22 марта 1945 года - самый конец войны.

Докладываю, что 22.3.45 в 15.30 в районе Замок сбит аэростат наблюдения противника.

Рапорты. № документа: 414, Дата создания документа: 22.03.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 962, Опись: 0000001, Дело: 0388, Лист начала документа в деле: 256
Авторы документа: 69 ск, генерал-майор Иконников

-10

"Пламя огня в воздухе и выбросившиеся с парашютом наблюдатели" - так своеобразно описана в документе стандартная картина последних мгновений жизни АН. В данном случае указано, что немецкий аэростат сбит нашей истребительной авиацией и артиллерией, т.е. задача это не такая уж простая, все же аэростат не воздушный шарик.

Использовались аэростаты и в качестве ориентира для собственной авиации, например в облачную погоду. Аэростат, согласно документам, служил "ориентиром района действия и аэродрома посадки" - см. фрагмент на иллюстрации ниже.

Директивы и указания. № документа: 99, Дата создания документа: 11.01.1943 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 13635, Опись: 0020299, Дело: 0058, Лист начала документа в деле: 31
Авторы документа: 144 иад ПВО, подполковник Николайченко.
Директивы и указания. № документа: 99, Дата создания документа: 11.01.1943 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 13635, Опись: 0020299, Дело: 0058, Лист начала документа в деле: 31 Авторы документа: 144 иад ПВО, подполковник Николайченко.

Подробно о применении АЗ в ПВО крупных объектов мы расскажем в продолжении статьи. Как это часто бывает, исторические мифы подменяют собой реальные события - применительно к АЗ это очень хорошо заметно. На воздушных заграждениях 9-го полка АЗ, прикрывавшего в частности Кремль и центр Москвы, достоверно в 1941-42 годах погиб ОДИН немецкий бомбардировщик Хе-111 и ДВА наших У-2, четыре немецких пилота и два советских. Это не считая поврежденных. Подробно об этом во второй части (ссылка чуть выше, синий шрифт).