Один из символов Великой Отечественной - аэростат заграждения над Москвой или Ленинградом. Эти кадры все мы видели не раз.
При этом даже с таким относительно незамысловатым средством ПВО связано большое количество ошибок и заблуждений. Вот пример:
С аэростатами заграждения (далее АЗ) путают обычно газгольдеры - баллоны для хранения водорода, которым наполняли сами АЗ. Эти емкости транспортировали к месту подготовки аэростатов "к выпуску" (так этот процесс именуется в документах) сначала пешим ходом, что и изображено на снимке выше. Процесс это был долгий и неудобный, так что пешую транспортировку заменили специальными прицепами и тут началось... Газгольдеры цеплялись за автомашины, фонари, провода трамвайных линий и за углы зданий при неудачном маневре или резком торможении, что приводило часто к пожарам. Ниже фрагмент отчета о боевой работе частей АЗ Московской Армии ПВО за 2.1.44. Потерь АЗ нет, зато газгольдеров сгорело при авариях во время транспортировки аж 3 штуки. Прямо на улицах Москвы и без всякого участия противника.
Прежде чем подробно рассматривать боевую службы частей АЗ, отметим: в Великой Отечественной войне использовался и другой тип аэростатов - аэростаты наблюдения (далее АН). АН имел экипаж - наблюдателей в корзине, которые передавали сведения об увиденном с высоты для корректировки огня своих батарей, например. Естественно, такая цель была желанной добычей для истребителей, так что АН старались прикрыть артиллерией, зенитными орудиями и своей авиацией. Выпуск аэростата наблюдения, судя по документам, мероприятие отнюдь не местного значения - приказы корпусного и армейского уровня тому наглядное подтверждение - см. ниже.
Начальник штаба артиллерии 29-го ГСК требует предупредить свои части в полосе действий Армии о том, что "с началом артиллерийского наступления армии в районе западнее 1.5 км Ружин будет работать аэростат наблюдения, высота подъема 980-1000 метров." Следующий приказ (Штаб артиллерии 65-й Армии) от 23.06.1944 требует обеспечить прикрытие средствами ПВО действий аэростата, который будет находиться на высоте 500-600 метров.
В приведенных выше документах упомянут 6-й воздухоплавательный дивизион аэростатов наблюдения - ВДАН. Аэростаты наблюдения действовали в составе соответствующих частей и подразделений - дивизион состоял из отрядов, а также подразделений обеспечения и снабжения. Таких дивизионов было несколько. Ниже журнал боевой работы 2-го отряда 4-го ВДАН
Журнал боевой работы АН 2 отряда 4 ВДАН аэростат АН-540 № 42906
Экипаж АН состоит из двух офицеров - в данном случае лейтенант или младший лейтенант. Задача выполняется на высоте 700 метров в течение 35 минут - пристрелка и корректировка артогня по развилке дорог Гришино и ж.д. станции Новосокольники и пр. Задачу поставил нач. штаба артиллерии 22-й Армии.
В случае повреждения аэростата экипажу приходилось прыгать с парашютом. Все же, как правило, наблюдение с АН вели над позициями своих войск, так что шансов выжить в случае чего у наблюдателей было побольше, нежели чем у пилота сбитого над вражеской территорией разведчика. Возможность длительное время наблюдать за одним и тем же районом, не отвлекаясь на управление летательным аппаратом и корректируя огонь артиллерии в реальном времени при надежной связи с наземными войсками и определяла использование такого рода средств разведки, несмотря на активное применение авиации.
Уязвимость АН от атак вражеских самолетов и огня с земли требовала тщательной подготовки и организации взаимодействия с частями артиллерии, ПВО и собственной авиацией. Понимали это не все и не всегда.
"Командиром 3 отряда 6 ВДАН в представленном акте об аварии аэростата 2 августа 1944 года указано в п.2: "аэростат работал без никакого прикрытия" и в п.8 акта "необходимо артиллерийскому командованию принимать меры к правильному использованию аэростата наблюдения, по возможности придавать артподразделения на весь период работы".
Это цитата из приказа командующего артиллерии 69 Армии. Он требует дать объяснения по факту неправильного использования АН в 62-й ПАБр.
Использовали аэростаты для разведки и корректировки огня и немцы. Их тоже сбивали - акты и рапорты об этом встречаются в архивах достаточно часто. Ниже такой документ от 22 марта 1945 года - самый конец войны.
Докладываю, что 22.3.45 в 15.30 в районе Замок сбит аэростат наблюдения противника.
Рапорты. № документа: 414, Дата создания документа: 22.03.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 962, Опись: 0000001, Дело: 0388, Лист начала документа в деле: 256
Авторы документа: 69 ск, генерал-майор Иконников
"Пламя огня в воздухе и выбросившиеся с парашютом наблюдатели" - так своеобразно описана в документе стандартная картина последних мгновений жизни АН. В данном случае указано, что немецкий аэростат сбит нашей истребительной авиацией и артиллерией, т.е. задача это не такая уж простая, все же аэростат не воздушный шарик.
Использовались аэростаты и в качестве ориентира для собственной авиации, например в облачную погоду. Аэростат, согласно документам, служил "ориентиром района действия и аэродрома посадки" - см. фрагмент на иллюстрации ниже.
Подробно о применении АЗ в ПВО крупных объектов мы расскажем в продолжении статьи. Как это часто бывает, исторические мифы подменяют собой реальные события - применительно к АЗ это очень хорошо заметно. На воздушных заграждениях 9-го полка АЗ, прикрывавшего в частности Кремль и центр Москвы, достоверно в 1941-42 годах погиб ОДИН немецкий бомбардировщик Хе-111 и ДВА наших У-2, четыре немецких пилота и два советских. Это не считая поврежденных. Подробно об этом во второй части (ссылка чуть выше, синий шрифт).